Для осуществления ограничений обозначен специальный термин – контролируемое пребывание. Оно осуществляется в отношении лиц, которые находятся на территории страны, не имея на это законных оснований.
Как следует из проекта, попавшие под контролируемое пребывание иностранцы обязаны информировать правоохранительные органы о своем местонахождении, дате, месте и маршрута самостоятельного выезда их России. В противном случае их могут депортировать или поместить в специальное учреждение.
P.S. Странная, конечно, инициатива. Зачем ограничивать, когда можно просто выгнать из страны с запретом на въезд. Вряд ли контролировать нелегалов будет проще, чем их депортировать.
P.S.S. Речь идёт о тех, кто прибыл на территорию России, но не встал на миграционный учёт. Опять же странно, что до появления этой инициативы нелегалам всё это было разрешено. С другой стороны большой плюс заключается в том, что нелегалов начнут фиксировать в специальном реестре со всеми вытекающими.
В пресс-центре «АиФ» прошло заседание дискуссионного клуба Ecumene на тему: «Развитие природных ресурсов в Российской Федерации». Это был не только разговор о современном положении дел — прозвучало много интересных предложений на перспективу.
Леса России неслучайно называют лёгкими планеты. Их в нашей стране действительно — море, а значит, и связанных с ними проблем (как и решений) столько же. Множество аспектов лесной темы обсудили эксперты и общественники на заседании Ecumene Club в пресс-центре «АиФ». Ну, а в целом заседание было посвящено развитию природных ресурсов в Российской Федерации.
Курс — на экологизацию
«Люди — существа социальные, но в то же время они — часть природы, — так начала разговор 1-й заместитель гендиректора издательского дома „Аргументы и факты“ Марина Мишункина. — И от того, умеем или не умеем мы с природой найти общий язык, зависит очень многое — и будущее наших детей, и наше с вами красивое взросление. Леса играют решающую роль в поддержании нашего климата, наших пресноводных систем и почв, а также нашего биоразнообразия, имеют решающее значение для продовольственной безопасности и других ключевых аспектов благосостояния человека. Ведь леса — это не только древесина».
Одним из самых горимых в нашей стране является Красноярский край, где лесной фонд составляет 158 миллионов гектаров. В этом году у красноярцев дела пошли в гору: по сравнению с прошлым зафиксировано снижение пожаров — как по площади, так и по количеству.
По словам министра лесного хозяйства Красноярского края Алексея Панова, вопрос здесь в хорошей подготовке. «Мы разработали порядок организации тушения ландшафтных природных пожаров, что включает и лесные, — отметил он. — Пожарное маневрирование помогло быстрее реагировать на возгорания, существенную помощь оказала система дистанционного мониторинга и управления „Лесохранитель“. Свои положительные результаты дала работа с людьми: мы фактически дошли до каждого человека — от представителей крупного бизнеса, арендаторов и инвесторов до простых сельских жителей. Плюс к этому стало больше специалистов по тушению пожаров, в частности, парашютистов, что способствовало более быстрому реагированию».
Однако пожары бывают не только пламенными, но и «зелёными» — так называют порчу лесных массивов избыточным нашествием насекомых, в частности, жуков-короедов. Пермскому краю, например, приходится бороться с уссурийским полиграфом. В связи с этим Прикамье вплотную занято внесением изменений в Правила санитарной безопасности и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий.
Богатый на зелёные массивы край вопросам охраны окружающей среды уделяет серьёзное внимание.
«Наш край, — подчеркнул замминистра природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Дмитрий Полшведкин, — при поддержке губернатора взял курс на устойчивое развитие — на экологизацию всей нашей деятельности. Мы существенно переработали нормативно-правовую базу региона, принят новаторский для Пермского края закон об озеленённых территориях, что позволило обеспечить сохранение зелёного фонда в населённых пунктах, повысить комфортность жизни в городах. Бюджеты городов получили средства на сохранение и развитие зелёных насаждений».
Дмитрий Полшведкин также рассказал о создании особо охраняемых природных территорий и экопарков, о развитии экологического и познавательного туризма. Интересно, что Пермь теперь стала, по сути, экополисом. По его словам, сейчас от жителей столицы края существует реальный запрос на экообразование и экопросвещение. Как результат — скоро они для этих целей получат отдельный визит-центр.
Зарубежный пример
О положении с охраной окружающей среды в его стране поведал зарубежный гость — начальник департамента экологической политики Министерства экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан Фаррух Саттаров.
По его словам, в Узбекистане региональным экологическим проблемам, смягчению последствий изменения климата и последующих угроз уделяется особое внимание, к тому же республика — инициатор проведения многочисленных международных мероприятий. Одна из центральных проблем в стране — состояние почв в районе высохшего Аральского моря. Для того, чтобы соль оттуда не распространялась как в региональном, так и в глобальном масштабах, по берегам усиленными темпами высаживают новые зелёные посадки — в частности, саксаул.
«Сейчас Узбекистан занимает 2-е место среди стран СНГ по соотношению особо охраняемых природных территорий к территории государства, — отметил Фаррух Сатаров. — За этим как раз стоит увеличение территорий, покрытых лесами».
Леса — не только древесина
Председатель общественного совета при Рослесхозе Владимир Морозов затронул животрепещущий вопрос об отношении к биоресурсам.
«Более 30 лет мы живём в условиях капитализма, когда природные богатства воспринимаются как ресурсы для потребления, — сказал он. — Однако в последние годы всё больше сторонников набирает понимание, что леса — не только древесина и экосистемные услуги. На самом деле экосистемы дают возможность сохранять окружающую среду, пригодную для жизни человека».
Владимир Морозов также выразил свою точку зрения на изменение климата. По его мнению, это связано с тем, что становится меньше лесов с сомкнутой кроной. А потому исчезает благотворная влага, которую они, как биотический насос, втягивают в основном из Северного Ледовитого океана.
«За счёт интенсивного освоения, — добавил он, — русская тайга превращается в бабушкино лоскутное одеяло».
В связи с этим Морозов озвучил предложение возглавляемого им общественного совета законодателям: пересмотреть категории лесов, чтобы чётко выделить эксплуатационные для хозяйственной деятельности и зону, что выполняет экосистемные функции, дающие человеку жить. Там рубить нельзя.
И ещё Владимир Морозов считает, что в России должна быть создана единая авиационная служба тушения пожаров, которая будет не только оперативно выполнять свои функции, но во избежание простоев специалистов подключать их к иным сферам деятельности в природоохранных зонах.
В завершение председатель общественного совета при Рослесхозе добавил, что в лесу не только тушат пожары, но и хаотично заготавливают орехи, грибы, ягоды и т. д. Он призвал беречь этот стратегический ресурс и заодно не лишать питания зверей.
Тему разграничения лесных зон поддержала гендиректор красноярской компании «Экомониторинг» Наталья Балова. По её мнению, разными видами лесов надо и управлять по-разному согласно адаптивно-ландшафтному принципу: рекреационные леса не равны эксплуатируемым, а нетронутые — малозатронутым. К тому же она считает, что изучение и эксплуатация леса основаны у нас на устаревших данных, которые срочно необходимо обновить.
«Уже сменилось 50% породного состава, причём и естественным образом тоже, — привела она пример. — Запасы древесины уменьшились не сильно, а вот породный состав преобразился сильно: в результате изменения условий произрастания на юге таёжных массивов хвойные заменились мелколистными и широколистными породами, и это даже вне рубок, пожаров и катастроф. И в процессе лесовосстановления этот фактор надо учитывать».
Игорь Калмыков, директор Алтайского биосферного заповедника предложил расширить разговор о лесе до разговора о ландшафтных территориях, ибо, по словам автора теории этногенеза Льва Гумилёва, они формируют и сохраняют этнос. Он также обратил внимание на то, что на одного инспектора сейчас приходится до 30 тысяч гектар горно-таёжной местности. «Это территория без связи, без дорог. Представьте себе, как охранять лес, как тушить пожары в таких условиях. Больше 90% — это территория авиационного тушения. Поэтому я считаю, что в России должна быть создана единая авиационная служба тушения пожаров, которая могла бы оперативно работать там, где именно сейчас это нужно», — предложил спикер.
Упал престиж
Говорили участники дискуссии и об образовательных и научных аспектах сохранения леса, который напрямую связан с вопросом подготовки кадров.
Замдиректора Института лесных технологий Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика Решетнёва Альбина Пастухова напомнила, что красноярскому научному звену изучения леса уже более 100 лет, что наработана своя школа и сейчас по всем ступеням ведётся подготовка.
«Однако серьёзная проблема — привлечение молодёжи, — сказала она. — Да, создаём современные молодёжные лаборатории, но тем не менее вопрос остаётся актуальным, поскольку случилось падение престижа профессий лесного комплекса. Нет госпрограммы поддержки молодых специалистов, которые большей частью должны работать не в крупных городах».
Об отсутствии среднего звена для подготовки кадров собравшимся рассказала начальник отдела организации воспроизводства лесов и лесоразведения департамента лесного комплекса Кузбасса Дина Шашкова.
«Только два года, — уточнила она, — как мы получили лицензию на специальность „Ведение лесного хозяйства“. Теперь речь о создании учебно-опытного лесхоза: где, в каком юридическом статусе и за счёт каких средств бюджета он должен появиться? Всё это раньше было, а теперь необходимая для практических занятий база отсутствует».
Решением вопроса падения престижа специалистов лесного хозяйства доцент кафедры селекции и озеленения СибГУ имени Решетнёва Юлия Щерба считает создание молодёжных советов при губернаторах. По её мнению, взаимосвязь научно-образовательного центра, министерства лесного хозяйства, опорного вуза, общественных организаций ведёт к заметным изменениям в состоянии лесов и поможет привлечь в отрасль молодёжь.
МВД России предлагает ввести режим контролируемого пребывания для нелегальных мигрантов, предусматривающий ряд запретов и ограничений. В том числе, они не смогут получать водительские удостоверения, водить машину, переводить деньги.
«Законодательная инициатива МВД совершенно закономерна с правовой точки зрения. Поскольку этих людей реально в правовом пространстве России нет. К тому же, это обосновано тем, что часть мигрантов легализуется именно через приобретение недвижимости или заключение брака, что тоже будет запрещено.
Считаю, что инициатива правильная, ее нужно реализовать в полном объеме и не пытаться как-то модицифицировать. Все выдержано и обосновано с учетом международной практики», — комментирует член СПЧ Кирилл Кабанов.