А.Ю.Ярошенко, Н.М.Шматков
Если бы все «восстановленные» леса России использовались для выращивания и заготовки древесины хотя бы с той же интенсивностью, как в среднем леса зарубежной северной Европы (2,5-3 м3/га в год) — они давали бы лесному сектору России 230-300 миллионов кубометров древесины ежегодно, и не было нужды в освоении оставшихся лесов высокой природоохранной ценности, а лесным деревням и поселкам не приходилось бы вымирать из-за истощения сырьевых баз.
Но в реальности лесовосстановление дало результаты, существенно
отличающиеся от естественного зарастания брошенных на произвол судьбы вырубок и гарей, только на первых процентах этой площади, в основном в регионах малолесной зоны. В тайге успешное воспроизводство лесов так и не вышло за рамки отдельных производственных экспериментов.
Лесные культуры ели (Архангельская обл.). Всё, что делалось — делалось по правилам; результат не достигнут из-за отсутствия своевременного и качественного ухода.
Лесные культуры сосны (Воронежская обл.). Всё, что делалось — делалось по правилам;
результат не достигнут из-за отсутствия своевременного и качественного ухода.
Лесные культуры дуба (Тульская обл.). Всё, что делалось — делалось по правилам;
результат не достигнут из-за отсутствия своевременного и качественного ухода.
Причины невозможности принципиального улучшения ситуации с
воспроизводством лесов в рамках действующего лесного
законодательства и основанной на нем системы лесоуправления:
- Отсутствие уверенности в будущем: ситуацию в лесном комплексе и условия его
работы с трудом можно предсказать лишь на несколько месяцев вперед. - Отсутствие реальной защиты собственности, инвестиций, результатов труда,
крайне высокий риск потерять абсолютно все, над чем работал много лет. - Запретительно-репрессивный настрой законодательства и органов управления
отраслью — все новое и необычное связано с запредельными рисками. - Тотальная («до степени прекращения роста») забюрокраченность любой
связанной с лесом хозяйственной деятельности. - Катастрофический кадровый голод — критическая нехватка специалистов,
способных организовать качественное лесное хозяйство в значимых масштабах. - Невозможность широкого профессионального и общественного обсуждения
отраслевых проблем (из-за критических рисков любых публичных дискуссий).
Что делать?
- Создавать правовые стимулы для эффективного воспроизводства лесов
Нужен новый подход к исчислению расчетной лесосеки, например:
базовый уровень (по результатам аукциона, конкурса, или решения о
предоставлении участка без торгов) — расчетная лесосека для экстенсивного
лесопользования по хвойному и твердолиственному хозяйству: площадь хозяйства
деленная на оборот рубки с учетом воспроизводства через смену пород (≈ 1,5
возраста спелости);
повышенный уровень (по результатам десяти и более лет от предоставления
участка) — повышение пропорционально доле переведенных в лесопокрытую
площадь по соответствующему хозяйству, вплоть до равномерного пользования на
нормальный оборот рубки;
высокий уровень (по результатам двадцати и более лет от предоставления
участка) — повышение пропорционально доле молодняков целевого состава и
густоты к окончанию периода рубок ухода в молодняках, вплоть до примерно второй
возрастной или аналогичной.
Примечание. Это изменение не отменяет необходимости решения множества
других проблем с исчислением расчетной лесосеки!!! - Открывать возможности для накопления опыта и создания примеров
Нужно каждому лесопользователю дать законное право на опытные работы по
воспроизводству лесов без каких-либо дополнительных ограничений и
согласований, и без оформления дополнительного вида использования лесов
(осуществления научно-исследовательской или образовательной деятельности).
Условия должны быть простые, но важные для общего блага:
► безусловное право на проведение опытных работ на определенной (например,
10-15%) доле лесосек каждого года, в течение всего цикла лесовыращивания;
► как именно воспроизводить лес на каждом опытном участке — определяет сам
лесопользователь полностью по своему усмотрению;
► каждый опыт фиксируется (площадь, координаты границ, описание в вольной
форме), и документы выкладываются в открытый доступ;
► неудачи не наказываются, а успехи по мере возможности поощряются
(государством, общественными объединениями и т.д.).
Важно! От этой свободы хуже, чем сейчас, точно не будет — поскольку в
большинстве случаев хуже уже некуда. - Открывать возможности для лесоводства на тех землях и при тех формах
собственности, которые еще не зарегулированы насмерть (и где эти
возможности можно открыть немногими простыми решениями)
Главная такая возможность — это сельское лесоводство (лесное хозяйство на
землях сельхозназначения, без изменения категории земли и формы
собственности). Минимально необходимые изменения:
► внесение в статьи 77 и 78 Земельного кодекса РФ изменений,
предусматривающих возможность существование на землях сельхозназначения
леса, а также использования этих земель для лесоводства;
► внесение в статью 123 Лесного кодекса РФ изменений, прямо
предусматривающих уведомительный порядок использования земель
сельскохозяйственного назначения для лесоводства;
► отмена постановления Правительства РФ от 08.06.22 № 1043 «О внесении
изменений в Положение об особенностях использования, охраны, защиты,
воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения»;
► внесение в Классификатор видов разрешенного использования земельных
участков в разделе «растениеводство» подраздела «лесоводство». - Изменить систему государственного мониторинга воспроизводства лесов
так, чтобы она оценивала не только промежуточные стадии, но и результат
Главный результат, который должен прежде всего оцениваться при
государственном мониторинге воспроизводства лесов:
► состояние молодняков и лесных культур к окончанию периода рубок ухода в
молодняках (обычно 20 лет).
По остаточному принципу (при избытке сил и средств) может также оцениваться
промежуточный результат:
► состояние молодняков и лесных культур к окончанию периода осветлений или на
момент совершения обряда перевода в лесопокрытую площадь (обычно 10 лет).
В идеале результаты государственного мониторинга воспроизводства лесов
должны быть увязаны с пересчетами расчетной лесосеки (пункт 1 предложений).
Важно! Государственный мониторинг воспроизводства лесов должен быть
объектом общественного контроля, его данные должны быть общедоступными. - Переходить от нормирования образования отходов при уходе за
молодняками к нормированию достигаемых результатов
В настоящее время главным показателем рубки ухода в молодняках является
«интенсивность рубки, % по запасу». Фактически этот показатель отражает
количество отходов (вырубленного хвороста или тонкой древесины), образующихся
при уходе — их объем и долю от исходного запаса древостоев.
Но целью рубки ухода за молодняком должно быть не образование
нормативного количества отходов, а оставление растущего молодого леса целевого
состава и оптимальной густоты!
Проведенный уход должен оцениваться исключительно по показателям,
характеризующим оставленную часть молодого насаждения:
► составу (насаждение должно состоять из целевой породы или целевой смеси
пород);
► густоте (после завершения уходов за молодняками густота должна быть в
пределах 1 — 3 тыс. шт/га, если не определены более точные параметры);
► положению нецелевых деревьев относительно целевых (после завершения
уходов за молодняками у них не должно быть возможности выйти в верхний ярус). - Стремиться к балансу лесовосстановления и ухода
Сокращать площади посадки леса, перераспределять силы и средства в пользу
ухода до тех пор, пока каждый гектар искусственно восстановленного леса не будет
обеспечен как минимум:
► необходимым числом приемов агротехнических и лесоводственных уходов
(согласно здравому смыслу или пункту 51 Правил лесовосстановления);
► как минимум одним осветлением (полноценным, не «коридорным»);
► как минимум одной прочисткой (полноценной, не «коридорной»).
Примечание 1. При сохранении существующего финансирования в масштабах
страны это означает необходимость сокращения площадей искусственного
лесовосстановления по меньшей мере в два раза.
Примечание 2. Проведение искусственного лесовсстановления и ухода должно
быть исключено в удаленных и труднодоступных лесах, где невозможно обеспечить
постоянное хозяйство, и на землях низшей продуктивности (ниже III бонитета). - Создавать демонстрационные примеры правильного воспроизводства
лесов на участках, переданных лесным вузам и техникумам
Если не изменить уровень хозяйства в учебно-опытных лесхозах и лесхозахтехникумах, то ошибочные представления о том, что такое хорошо и что такое
плохо, так и будут разноситься их выпускниками по всем лесам страны. Поэтому
важно, чтобы правильные примеры создавались в первую очередь именно там. - Создавать демонстрационные примеры правильного воспроизводства
лесов вблизи крупных городов и в городских лесах
Пригородные и городские леса — «лицо лесного хозяйства», и именно по ним
большинство людей судит о том, хорошо или плохо работают органы управления
лесами, нужны или не нужны такие лесоводы стране и обществу. - В индивидуальном порядке поддерживать «внесистемные» проекты и
инициативы, связанные с лесоводством
Лесные реформы начала XXI века вытеснили из лесного хозяйства очень
многих высококвалифицированных специалистов, которые нередко пытаются
создать что-то свое, новое и позитивное. Именно тут есть шанс на появление новых
выдающихся лесоводов и примеров лесоводства. - Использовать механизм «общественных работ» как меру поддержки
одновременно лесовыращивания и занятости сельского населения
Признать воспроизводство лесов, и в первую очередь — уход за молодняками,
общественными работами (в понимании закона о занятости населения), имеющими
ключевое значение для социально-экономического развития сельских территорий, и
предусмотреть их значительное финансирование из федерального бюджета. - Разработать механизм субсидирования лесохозяйственных работ для
ликвидации накопленной задолженности по уходу за молодняками
Разработать механизм субсидирования из федерального бюджета мер по
ликвидации накопленного дефицита ухода за молодняками, в том числе в лесах,
переданных в аренду, если масштабы необходимого ухода несопоставимо велики
по сравнению с масштабами нынешнего лесопользования. - Исключить предоставление льгот инвестпроектам, не предполагающим
перехода от экстенсивного лесопользования к лесному хозяйству
Обеспечить невозможность включения проекта в перечень приоритетных (или
обязательность исключения), если в предоставленных лесах не предполагается и
не обеспечивается полноценное лесное хозяйство.
Кратко — самые важные пункты из перечисленного.1. Расчетная лесосека. Качество воспроизводства лесов должно прямо и
быстро влиять на допустимые объемы заготовки древесины: «лучше хозяйствуешь —
больше рубишь».2. Опытные участки. У лесопользователей должно быть право на части
своей площади безнаказанно экспериментировать с воспроизводством лесов.3. Сельское лесоводство. Если использовать землю для
сельхозпроизводства невыгодно — у владельца должно быть право на лесоводство.4. Мониторинг воспроизводства. Госмониторинг воспроизводства лесов
должен оценивать результаты, а не промежуточные стадии и процессы.5. Результаты вместо отходов. Правила должны нормировать
результаты воспроизводства (характеристики получившегося молодняка), а не
образование отходов (количество и долю вырубленного хвороста).6. Баланс лесовосстановления и ухода. Не сажать лес там, где нет возможности обеспечить полноценное его выращивание.