А.Ю.Ярошенко, Н.М.Шматков

Если бы все «восстановленные» леса России использовались для выращивания и заготовки древесины хотя бы с той же интенсивностью, как в среднем леса зарубежной северной Европы (2,5-3 м3/га в год) — они давали бы лесному сектору России 230-300 миллионов кубометров древесины ежегодно, и не было нужды в освоении оставшихся лесов высокой природоохранной ценности, а лесным деревням и поселкам не приходилось бы вымирать из-за истощения сырьевых баз.
Но в реальности лесовосстановление дало результаты, существенно
отличающиеся от естественного зарастания брошенных на произвол судьбы вырубок и гарей, только на первых процентах этой площади, в основном в регионах малолесной зоны. В тайге успешное воспроизводство лесов так и не вышло за рамки отдельных производственных экспериментов.

Лесные культуры ели (Архангельская обл.). Всё, что делалось — делалось по правилам; результат не достигнут из-за отсутствия своевременного и качественного ухода.

Лесные культуры сосны (Воронежская обл.). Всё, что делалось — делалось по правилам;
результат не достигнут из-за отсутствия своевременного и качественного ухода.

Лесные культуры дуба (Тульская обл.). Всё, что делалось — делалось по правилам;
результат не достигнут из-за отсутствия своевременного и качественного ухода.

Причины невозможности принципиального улучшения ситуации с
воспроизводством лесов в рамках действующего лесного
законодательства и основанной на нем системы лесоуправления:

  1. Отсутствие уверенности в будущем: ситуацию в лесном комплексе и условия его
    работы с трудом можно предсказать лишь на несколько месяцев вперед.
  2. Отсутствие реальной защиты собственности, инвестиций, результатов труда,
    крайне высокий риск потерять абсолютно все, над чем работал много лет.
  3. Запретительно-репрессивный настрой законодательства и органов управления
    отраслью — все новое и необычное связано с запредельными рисками.
  4. Тотальная («до степени прекращения роста») забюрокраченность любой
    связанной с лесом хозяйственной деятельности.
  5. Катастрофический кадровый голод — критическая нехватка специалистов,
    способных организовать качественное лесное хозяйство в значимых масштабах.
  6. Невозможность широкого профессионального и общественного обсуждения
    отраслевых проблем (из-за критических рисков любых публичных дискуссий).

Что делать?

  1. Создавать правовые стимулы для эффективного воспроизводства лесов
    Нужен новый подход к исчислению расчетной лесосеки, например:
    базовый уровень (по результатам аукциона, конкурса, или решения о
    предоставлении участка без торгов) — расчетная лесосека для экстенсивного
    лесопользования по хвойному и твердолиственному хозяйству: площадь хозяйства
    деленная на оборот рубки с учетом воспроизводства через смену пород (≈ 1,5
    возраста спелости);
    повышенный уровень (по результатам десяти и более лет от предоставления
    участка) — повышение пропорционально доле переведенных в лесопокрытую
    площадь по соответствующему хозяйству, вплоть до равномерного пользования на
    нормальный оборот рубки;
    высокий уровень (по результатам двадцати и более лет от предоставления
    участка) — повышение пропорционально доле молодняков целевого состава и
    густоты к окончанию периода рубок ухода в молодняках, вплоть до примерно второй
    возрастной или аналогичной.
    Примечание. Это изменение не отменяет необходимости решения множества
    других проблем с исчислением расчетной лесосеки!!!
  2. Открывать возможности для накопления опыта и создания примеров
    Нужно каждому лесопользователю дать законное право на опытные работы по
    воспроизводству лесов без каких-либо дополнительных ограничений и
    согласований, и без оформления дополнительного вида использования лесов
    (осуществления научно-исследовательской или образовательной деятельности).
    Условия должны быть простые, но важные для общего блага:
    ► безусловное право на проведение опытных работ на определенной (например,
    10-15%) доле лесосек каждого года, в течение всего цикла лесовыращивания;
    ► как именно воспроизводить лес на каждом опытном участке — определяет сам
    лесопользователь полностью по своему усмотрению;
    ► каждый опыт фиксируется (площадь, координаты границ, описание в вольной
    форме), и документы выкладываются в открытый доступ;
    ► неудачи не наказываются, а успехи по мере возможности поощряются
    (государством, общественными объединениями и т.д.).
    Важно! От этой свободы хуже, чем сейчас, точно не будет — поскольку в
    большинстве случаев хуже уже некуда.
  3. Открывать возможности для лесоводства на тех землях и при тех формах
    собственности, которые еще не зарегулированы насмерть (и где эти
    возможности можно открыть немногими простыми решениями)
    Главная такая возможность — это сельское лесоводство (лесное хозяйство на
    землях сельхозназначения, без изменения категории земли и формы
    собственности). Минимально необходимые изменения:
    ► внесение в статьи 77 и 78 Земельного кодекса РФ изменений,
    предусматривающих возможность существование на землях сельхозназначения
    леса, а также использования этих земель для лесоводства;
    ► внесение в статью 123 Лесного кодекса РФ изменений, прямо
    предусматривающих уведомительный порядок использования земель
    сельскохозяйственного назначения для лесоводства;
    ► отмена постановления Правительства РФ от 08.06.22 № 1043 «О внесении
    изменений в Положение об особенностях использования, охраны, защиты,
    воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения»;
    ► внесение в Классификатор видов разрешенного использования земельных
    участков в разделе «растениеводство» подраздела «лесоводство».
  4. Изменить систему государственного мониторинга воспроизводства лесов
    так, чтобы она оценивала не только промежуточные стадии, но и результат
    Главный результат, который должен прежде всего оцениваться при
    государственном мониторинге воспроизводства лесов:
    ► состояние молодняков и лесных культур к окончанию периода рубок ухода в
    молодняках (обычно 20 лет).
    По остаточному принципу (при избытке сил и средств) может также оцениваться
    промежуточный результат:
    ► состояние молодняков и лесных культур к окончанию периода осветлений или на
    момент совершения обряда перевода в лесопокрытую площадь (обычно 10 лет).
    В идеале результаты государственного мониторинга воспроизводства лесов
    должны быть увязаны с пересчетами расчетной лесосеки (пункт 1 предложений).
    Важно! Государственный мониторинг воспроизводства лесов должен быть
    объектом общественного контроля, его данные должны быть общедоступными.
  5. Переходить от нормирования образования отходов при уходе за
    молодняками к нормированию достигаемых результатов
    В настоящее время главным показателем рубки ухода в молодняках является
    «интенсивность рубки, % по запасу». Фактически этот показатель отражает
    количество отходов (вырубленного хвороста или тонкой древесины), образующихся
    при уходе — их объем и долю от исходного запаса древостоев.
    Но целью рубки ухода за молодняком должно быть не образование
    нормативного количества отходов, а оставление растущего молодого леса целевого
    состава и оптимальной густоты!
    Проведенный уход должен оцениваться исключительно по показателям,
    характеризующим оставленную часть молодого насаждения:
    ► составу (насаждение должно состоять из целевой породы или целевой смеси
    пород);
    ► густоте (после завершения уходов за молодняками густота должна быть в
    пределах 1 — 3 тыс. шт/га, если не определены более точные параметры);
    ► положению нецелевых деревьев относительно целевых (после завершения
    уходов за молодняками у них не должно быть возможности выйти в верхний ярус).
  6. Стремиться к балансу лесовосстановления и ухода
    Сокращать площади посадки леса, перераспределять силы и средства в пользу
    ухода до тех пор, пока каждый гектар искусственно восстановленного леса не будет
    обеспечен как минимум:
    ► необходимым числом приемов агротехнических и лесоводственных уходов
    (согласно здравому смыслу или пункту 51 Правил лесовосстановления);
    ► как минимум одним осветлением (полноценным, не «коридорным»);
    ► как минимум одной прочисткой (полноценной, не «коридорной»).
    Примечание 1. При сохранении существующего финансирования в масштабах
    страны это означает необходимость сокращения площадей искусственного
    лесовосстановления по меньшей мере в два раза.
    Примечание 2. Проведение искусственного лесовсстановления и ухода должно
    быть исключено в удаленных и труднодоступных лесах, где невозможно обеспечить
    постоянное хозяйство, и на землях низшей продуктивности (ниже III бонитета).
  7. Создавать демонстрационные примеры правильного воспроизводства
    лесов на участках, переданных лесным вузам и техникумам
    Если не изменить уровень хозяйства в учебно-опытных лесхозах и лесхозахтехникумах, то ошибочные представления о том, что такое хорошо и что такое
    плохо, так и будут разноситься их выпускниками по всем лесам страны. Поэтому
    важно, чтобы правильные примеры создавались в первую очередь именно там.
  8. Создавать демонстрационные примеры правильного воспроизводства
    лесов вблизи крупных городов и в городских лесах
    Пригородные и городские леса — «лицо лесного хозяйства», и именно по ним
    большинство людей судит о том, хорошо или плохо работают органы управления
    лесами, нужны или не нужны такие лесоводы стране и обществу.
  9. В индивидуальном порядке поддерживать «внесистемные» проекты и
    инициативы, связанные с лесоводством
    Лесные реформы начала XXI века вытеснили из лесного хозяйства очень
    многих высококвалифицированных специалистов, которые нередко пытаются
    создать что-то свое, новое и позитивное. Именно тут есть шанс на появление новых
    выдающихся лесоводов и примеров лесоводства.
  10. Использовать механизм «общественных работ» как меру поддержки
    одновременно лесовыращивания и занятости сельского населения
    Признать воспроизводство лесов, и в первую очередь — уход за молодняками,
    общественными работами (в понимании закона о занятости населения), имеющими
    ключевое значение для социально-экономического развития сельских территорий, и
    предусмотреть их значительное финансирование из федерального бюджета.
  11. Разработать механизм субсидирования лесохозяйственных работ для
    ликвидации накопленной задолженности по уходу за молодняками
    Разработать механизм субсидирования из федерального бюджета мер по
    ликвидации накопленного дефицита ухода за молодняками, в том числе в лесах,
    переданных в аренду, если масштабы необходимого ухода несопоставимо велики
    по сравнению с масштабами нынешнего лесопользования.
  12. Исключить предоставление льгот инвестпроектам, не предполагающим
    перехода от экстенсивного лесопользования к лесному хозяйству
    Обеспечить невозможность включения проекта в перечень приоритетных (или
    обязательность исключения), если в предоставленных лесах не предполагается и
    не обеспечивается полноценное лесное хозяйство.
    Кратко — самые важные пункты из перечисленного.1. Расчетная лесосека. Качество воспроизводства лесов должно прямо и
    быстро влиять на допустимые объемы заготовки древесины: «лучше хозяйствуешь —
    больше рубишь».2. Опытные участки. У лесопользователей должно быть право на части
    своей площади безнаказанно экспериментировать с воспроизводством лесов.3. Сельское лесоводство. Если использовать землю для
    сельхозпроизводства невыгодно — у владельца должно быть право на лесоводство.4. Мониторинг воспроизводства. Госмониторинг воспроизводства лесов
    должен оценивать результаты, а не промежуточные стадии и процессы.5. Результаты вместо отходов. Правила должны нормировать
    результаты воспроизводства (характеристики получившегося молодняка), а не
    образование отходов (количество и долю вырубленного хвороста).6. Баланс лесовосстановления и ухода. Не сажать лес там, где нет возможности обеспечить полноценное его выращивание.

Добавить комментарий