19 декабря Правительство РФ внесло в Думу законопроект № 261044-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», позволяющий, в числе прочего, возвращать в госсобственность бывшие колхозные и совхозные леса. Правовая конструкция выстраивается такая. Пункт 3 части 6 федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в предлагаемой новой редакции выглядит так: «6. Положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки: … 3) земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», при наличии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о результатах проведения федерального государственного земельного контроля (надзора), подтверждающих факты, указанные в пункте 1 статьи 6 указанного Федерального закона». Часть 3 в этой статье такая: «3. В случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года». «Факты, указанные в пункте 1 статьи 6» закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ — это неиспользование участка по целевому назначению в течение трех лет, использование не менее трех лет подряд с нарушением законодательства с момента его выявления, использование с нарушением законодательства, повлекшим существенное снижение плодородия почвы, или неиспользование по целевому назначению ранее изъятого участка в течение года. Логика видится такая: если бывший колхозный или совхозный лес учтен, например, в лесохозяйственном регламенте лесничества, и в рамках федерального государственного земельного надзора выясняется, что это именно лес — то установленный законодательством приоритет единого государственного реестра недвижимости перед государственным лесным реестром меняется на обратный. Какие могут быть проблемы? Предлагаемая логика работала бы нормально, если бы государственная лесная и земельная собственность была хотя бы в какой-то момент времени нормально учтена, и границы бывших колхозных и совхозных лесов можно было бы однозначно установить. Но это часто невозможно сделать — во многих регионах они учтены примерно (например, очерчен какой-то условный квартал, в котором где-то есть кусочек бывшего колхозного леса). В этом случае под «раскулачивание» могут попасть в случайной пропорции как жулики, мошенническим образом завладевшие бывшей государственной собственностью, так и совершенно добросовестные землевладельцы, купившие или получившие от своих бывших сельхозпредприятий участки, частично занятые лесом, или даже вырастившие этот лес. Практика показывает, что в таких ситуациях в нашей стране работает «презумпция виновности»: если что-то потенциально может быть криминальным — то наказывать будут всех, кто этим чем-то занимается, независимо от реального злого умысла или ущерба общественным интересам. https://sozd.duma.gov.ru/bill/261044-8
Текст скопирован с ТГ-канала: Greenpeace forest news