Любопытная информация о грядущей глобальной реформе в МВД просочилась недавно в соцсети. Проект реформы разработан в недрах полицейского ведомства, а в группу авторов концепции входит ряд специалистов, резко критиковавших изменения, проведённые бывшим главой МВД Нургалиевым.
Не отрицая ряд позитивных факторов нургалиевской реформы (таких, как сохранение жёсткой вертикали централизованного управления, принятие законодательных актов, соответствующих международным полицейским стандартам), авторы концепции констатируют, что изменения не привели в полной мере к ожидаемым результатам.
Продолжают иметь место нарушения законности. Аттестация, в ходе которой было уволено значительное количество сотрудников, не решила задачу принципиального обновления и повышения профессионализма кадрового состава. Стало ясно, что без изменения системы учёта и регистрации заявлений и сообщений о преступлениях, без качественного улучшения организации реагирования на них, без отказа от укоренившихся стереотипов оценки эффективности деятельности полиции, стимулирующих сотрудников на укрытие противоправных фактов, манипуляцию со статистикой в целях создания картины мнимого благополучия оперативно-служебной деятельности, цель реформы достигнута не будет.
Что же нам предлагается в новой концепции дальнейшего реформирования? В ней пять основных направлений. Обозначим их тезисно.
Борьба с «палками» и «оборотнями».
Одним из основных этапов новой реформы станет изменение действующей системы выявления, учёта и регистрации преступлений, превращение уголовной статистики в «статистику правды». Здесь предполагается усилить борьбу с руководителями, принуждающими подчинённых к фальсификациям статистики.
В поисках «оборотней» новых масштабных аттестаций проводиться не будет — вместо них будут организованы выборочные аттестации отдельных подразделений, служб и сотрудников на основе компрометирующих материалов в СМИ и жалоб граждан.
При приёме на службу полицейских и проведении выборочных аттестаций будут использованы новые технологии, в частности, помимо детектора лжи, планируется внедрить отечественную «айскрин»-технологию мониторинга психофизиологического состояния сотрудников.
Борьбу с сокрытием преступлений среди личного состава и принуждением к увольнению задним числом построят на проведении по каждому факту проверок для выявления причин и условий нарушений законности, правовых и этических норм. Информацию о мерах, принятых в отношении нарушителей и их начальников, предлагается размещать в СМИ. Особое внимание будет обращено на крупные расходы полицейских, намного превышающие их официальные доходы.
Все жалобы на правоохранителей будут стекаться в единую информационную базу данных, которую будут использовать при подготовке материалов к очередным и внеочередным
аттестациям. На оговоры сотрудников полиции также последует оперативная реакция.
Предлагается избавиться от клановости и круговой поруки в системе МВД. Будут введены ограничения при переводе сотрудников из региона в регион и назначениях на руководящие должности.
Приблизить полицию к народу.
«Люди должны знать, что и зачем делает система МВД, соответствуют ли эти действия потребностям общества», — поясняется в тексте проекта. Для этого будет разработана Концепция взаимодействия МВД России с институтами гражданского общества.
Общественные советы будут реформированы, в их состав включат правозащитников и представителей общественных организаций. Предлагается организовать горячие линии и специальные сайты по различным направлениям деятельности МВД: о пропавших детях, о террористических и насильственных экстремистских проявлениях, о нарушениях законности сотрудниками полиции. И здесь подключат новейшие достижения в сфере информационных технологий, в частности, внедрят программу Police Tape, разработанную за рубежом для фиксации правонарушений сотрудников полиции.
Оптимизация системы, или обратная рокировка
Она подразумевает видоизменение оргштатной системы, подвергшейся серьёзной ломке при Нургалиеве, когда была значительно сокращена численность низовых подразделений полиции и произошло укрупнение муниципальных органов внутренних дел. Практика показала неэффективность этих мер, негативно повлиявших на функционирование МВД по всем направлениям. Теперь предлагается частично отыграть назад.
В частности, признана целесообразность совмещения в одном лице должностей начальника органа внутренних дел и начальника полиции, а также возврат к четырём заместителям: по оперативно-разыскной деятельности, по обеспечению общественной безопасности, по организации следствия и по работе с личным составом.
Увеличить количество участковых намерены за счёт муниципальных инспекторов по охране общественного порядка, которые будут выполнять функцию помощников участкового. Для этого будет принят соответствующий федеральный закон. Финансирование и материально-техническое обеспечение их деятельности будет осуществляться за счёт средств местных бюджетов.
Будут укреплены также территориальные подразделения угрозыска и патрульно-постовой службы. Одновременно предлагается сократить на этом уровне численность руководителей структурных подразделений. За счёт сокращений в «обеспечивающих» подразделениях планируется оптимизировать и центральный аппарат МВД с упором на приоритетное развитие отраслевых служб. Кроме того, предлагается восстановить единый орган управления — Штаб МВД России с одновременным воссозданием штабов на уровне субъектов.
Оптимизация предполагает отказ от ненужного «бумаготворчества» в организации оперативно-разыскной деятельности, особенно низовых оперативных подразделений полиции.
Планируется изменить организацию работы по раскрытию преступлений прошлых лет и розыску пропавших без вести (особенно детей). Теперь розыск пропавших станет одним из приоритетных направлений работы МВД. Будет восстановлена публикация статистических данных о результатах разыскной работы, будут шире использовать компьютерные технологии для размещения информации о пропавших людях, к их поиску привлекут волонтёрские организации.
Статистика правды
Предлагается создать государственную автоматизированную систему правовой статистики и федеральный центр обработки статистических данных о состоянии преступности, что позволит обеспечить прозрачность, достоверность и полноту учёта сведений о преступлениях.
Также предлагается апробировать экспериментальную систему регистрации заявлений о преступлениях и пропавших без вести: внедрение формализованных бланков заявлений; обеспечение обязательной оценки действий сотрудников полиции со стороны заявителей; использование психологов-волонтёров при работе с потерпевшими от преступлений при приёме заявлений.
Совершенствование системы информирования потерпевших о принятых по заявлениям мерах.
Здесь предлагается проведение эксперимента по внедрению стационарного автоматизированного поста полиции («Электронный городовой»), когда граждане могли бы через электронные терминалы подавать заявления о преступлениях.
Поскольку действующий закон допускает принятие решений об отказе в возбуждении уголовного дела (что создаёт благоприятные условия для манипуляций с поступившими жалобами и заявлениями граждан и уголовной статистикой), предполагается изменить законодательную базу, которая препятствует началу производства расследования по обращениям о преступлениях, и обратиться к зарубежному опыту по этим вопросам.
Один из предлагаемых вариантов — когда по поступившему заявлению (сообщению) начинается производство по уголовному делу. Тем самым, мы фактически отказываемся от института возбуждения уголовного дела в российском понимании, трансформировав его в институт начала уголовного судопроизводства, который включает следующую систему действий:
1) принятие, регистрация сообщения о преступлении
2) проверка сообщения о преступлении, собирание доказательств
3) задержание сроком до 48 часов без судебного решения
4) производство следственных действий.
Авторы проекта уверены, что внедрение обновлённой системы доступа граждан к правоохранительной помощи приведёт к следующим результатам: у граждан появится гарантия того, что полиция будет эффективно реагировать на их заявления и сообщения о преступлениях; повысится процессуальная роль потерпевших от преступлений и гарантия возмещения причинённого им ущерба; будут существенно уменьшены затраты времени свидетелей и потерпевших.
Любопытный момент, касающийся новых критериев эффективности деятельности полиции. Её будут оценивать по показателям выявления реального количества преступлений, своевременности и качества реагирования на них, полноты и быстроты восстановления законных интересов заявителей, а также на основе изучения мнения граждан о личной безопасности и деятельности органов внутренних дел. Оценка эффективности полицейского будет, в первую очередь, учитывать его способность работать с проблемами местного населения и умение вовлекать местных жителей в процесс охраны правопорядка.
В концепции также определены меры по усилению борьбы с нелегальной миграцией и националистами, с терроризмом, по противодействию криминализации экономики, по реформированию системы борьбы с наркотиками (в ведомстве отмечают, что сейчас две трети всех наркопреступлений выявляются МВД).
А ещё авторы концепции предлагают всему гражданскому сообществу подключиться к её обсуждению и подготовить свои предложения по созданию в России действительно современной, работоспособной и авторитетной полиции. Но это уже после того, как проект будет одобрен и согласован в высших эшелонах власти. Подождём…
Источник информации: dzen.ru