Краткое описание ситуации с сельским лесоводством в России по состоянию на начала ноября 2022 года
Сельское лесоводство — неофициальный (пока) термин, означающий экономическую деятельность, связанную с выращиванием и использованием лесов на землях сельскохозяйственного назначения
С середины 80-х годов прошлого века по настоящее время в России было заброшено не менее 76 миллионов гектаров сельхозземель, по почвенным и климатическим условиям пригодных для лесоводства. Часть этих земель предполагается вернуть в сельскохозяйственный оборот в рамках специальной госпрограммы, еще часть целесообразно оставить в качестве дополнительного резерва для сельского хозяйства или для восстановления ценных нелесных ландшафтов. В любом случае, не менее 50 млн га ныне заброшенных сельхозземель можно использовать для лесоводства без ущерба и рисков для сельского хозяйства, продовольственной и экологической безопасности.
Вовлечение этих 50 млн га заброшенных сельхозземель в эффективное лесное хозяйство позволило бы в среднесрочной перспективе (20-40 лет) достичь следующих основных результатов:
— ежегодно выращивать и заготавливать до 300 млн м3 древесины (для сравнения: средний объем учтенной заготовки древесины в России за 2017-2021 гг. составил 222,4 млн м3 в год);
— создать и поддерживать в одном только секторе лесоводства до 100 тысяч постоянных рабочих мест (для сравнения: общая численность занятых по виду экономической деятельности «сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» составила в 2021 году по данным Росстата 3 259 тыс. человек);
— увеличить поглощающую способность российских лесов на 120-200 млн тонн СО2-эквивалента в год (для сравнения: целевой сценарий стратегии низкоуглеродного развития, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29 октября 2021 г. № 3052-р, предусматривает рост поглощающей способности всех российских экосистем на 4 млн тонн СО2-эквивалента к 2030 году, и на 665 млн тонн — к 2050 году).
В дальнейшем эти показатели могут быть дополнительно увеличены за счет дополнительного вовлечения в интенсивное лесное хозяйство вновь забрасываемых сельхозземель, а также части бывших колхозных и совхозных лесов, фактически выбывших из государственной собственности.
Принятие Земельного кодекса РФ 2001 года и Лесного кодекса РФ 2006 года в сочетании с рядом смежных законов и подзаконных актов привело к неопределенности правового статуса лесов, растущих на землях сельхозназначения, и к невозможности легального развития лесоводства на этих землях. Попытки исправить эту ситуацию привели к внесению в Лесной кодекс РФ в 2018 году новой статьи 123 о лесах на землях сельхозназначения, и к утверждению особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства этих лесов постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2020 года № 1509. Исходная редакция этих Особенностей, утвержденная, предусматривала уведомительный порядок использования сельхозземель для лесоводства, низкий уровень административных барьеров и регуляторной нагрузки на бизнес.
Однако, постановлением Правительства РФ от 8 июня 2022 года № 1043 уведомительный порядок был заменен разрешительным, а административная и регуляторная нагрузка поднята до практически запретительного уровня. Со дня вступления в силу этого постановления лесоводство на землях сельхозназначения фактически запрещено.
В настоящее время Государственная Дума рассматривает законопроект № 155722-8, радикально упрощающий и ускоряющий процедуру отъема участков земель сельхозназначения за нецелевое использование или использование с нарушениями законодательства, при том, что в число установленных признаков таких нарушений входит наличие на части участка леса или некоторых типично лесных растений. Законопроект принят в первом чтении в сентябре, и, скорее всего, будет принят окончательно и вступит в силу до конца нынешнего года. Риск отъема сельхозземли за сам факт наличия леса сделает ее использование для лесоводства практически невозможным.
Запрет сельского лесоводства создаст существенные проблемы для пожарной безопасности (поскольку самый простой способ уничтожить молодой самовольно выросший на сельхозземле лес, чтобы избежать штрафов и отъема земли — это сжечь его вместе с прошлогодней травой) и для продовольственной безопасности (если фермерам и сельхозпредприятиям придется бессмысленно тратить большие деньги на расчистку непродуктивных земель или на штрафы и взятки чиновникам — значит, их меньше останется на реальное производство). И, разумеется, массовый отъем земель, фактически — новое раскулачивание, ускорит отток оставшихся жителей из умирающих сельских районов, вымирание деревень и поселков.
На данном этапе глупость победила — но в историческом масштабе она обречена, и рано или поздно все эти тупые запреты и препятствия для развития сельского лесоводства придется сносить целиком.
Источник информации: dzen.ru