поскольку по итогам правоприменения обнаружились существенные изъяны, которые не позволяют проводить надлежащий контроль за проведением рекультивационных работ и их приёмку.
Напомним, при подготовке проекта ныне действующих Правил требования в этой части были выхолощены лоббистскими усилиями фанатов экобеспредела. Поэтому сейчас после завершения работ по рекультивации заинтересованные госорганы просто-напросто ставятся перед фактом — типа работы выполнены. Однако скоро всё изменится:
1️⃣ Хотят ввести обязанность дополнительного согласования проекта рекультивации на землях сельхозназначения с региональными минсельхозами или федеральным министерством (в зависимости от принадлежности таких земель).
2️⃣ После завершении работ по рекультивации лица, отвечающие за их проведение, обязаны будут согласовать акт о завершении работ c лицами, которые согласовывали проект рекультивации.
3️⃣ Гораздо более жесткими планируется установить правила выполнения и приемки работ в случае, если рекультивация проводится на государственной или муниципальной земле (либо собственность на такие земли не разграничена) или проект таких работ проходил государственную экологическую экспертизу.
4️⃣ Росприроднадзор получит право проводить постоянный мониторинг таких работ, а подписать акт выполнения можно будет только после положительного заключения специальной Постоянной комиссии по вопросам рекультивации. Такие постоянные комиссии предусматривается создавать при уполномоченных государственных или муниципальных органах власти, исходя из принадлежности земель.
5️⃣ Проекты рекультивации или консервации должны будут содержать описание результатов проведенной ОВОС, а также план-график наблюдений за достижением запланированных значений физических, химических и биологических показателей состояния почв и земель по окончании рекультивации или консервации.
Необходимо отметить чрезвычайную жесткость указанных требований и их явную избыточность по отношению к большинству объектов по рекультивации. Столь существенные требования могут предъявляться только к очень крупным объектам с опасным уровнем загрязнения, когда работы по рекультивации действительно предусматривают активное негативное воздействие на сопредельные территории либо снижение загрязнения нарушенных земель связано с довольно ограниченным кругом методов, позволяющих поэтапно снижать концентрацию загрязняющих веществ с практически математической точностью на основе специальных расчетов и моделирования.
Однако на практике последнее требование вряд ли будет являться исполнимым. Тем более что существует множество методов улучшения физико-химических и биологических показателей, где такой план-график неприменим в принципе: экскавация загрязненного грунта, его омоноличивание, обработка микробиологическими препаратами, создание принципиально нового культивационного слоя с применением почвогрунтов и пр.
6️⃣ Еще одна удивительная новация: проект рекультивации/консервации должен будет разрабатываться не только с учетом целевого назначения и разрешенного использования нарушенных земель, но и нового назначения и разрешенного использования земель уже после рекультивации.
Таким образом, изначальный смысл понятий «консервация» и «рекультивация» продолжает размываться. Эти понятия смешиваются между собой, что порождает смысловую неопределенность. Ведь консервация должна быть крайней мерой, когда рекультивация земель невозможна (нет технологий или это нецелесообразно по техническим/экономическим соображениям). А рекультивация — это восстановление до исходных, утраченных в результате хозяйственной деятельности, показателей состояния окружающей среды.
Фактически консервация — это сохранение статус-кво нарушенных земель с купированием негативных процессов на границе объекта и предотвращением распространения загрязнения за его пределы. Но какого целевого использования в будущем можно ожидать от законсервированных земель? Ведь это земли, дальнейшее использование которых не может осуществляться по определению.
Текст скопирован с ТГ-канала: «Зеленый» змий