Идея экологической модернизации индустрии растворяется в воздухе и воде

За месяц до 1 января 2025 года, крайнего срока получения комплексных экологических разрешений, призванных подтолкнуть промышленников к модернизации производств, их все еще нет у большей части российских компаний. Это подталкивает регуляторов к смягчению требований и может привести к тому, что вся модернизация окажется профанацией, которая дороже всего обойдется наиболее законопослушным предприятиям.Развернуть на весь экран

Фото: Марина Молдавская, Коммерсантъ

Фото: Марина Молдавская, Коммерсантъ

Гонка за дедлайном

С 1 января 2025 года для большинства крупных предприятий плата за выбросы и сбросы увеличится в 100 раз, а за размещение отходов — в 25. Касается это объектов первой категории негативного воздействия на окружающую среду (НВОС), не получивших до конца 2024 года комплексного экологического разрешения (КЭР). Отдельные платежи могут взлететь до 1 млрд руб., хотя еще в 2023-м все сборы за НВОС составляли 21,5 млрд руб., платежи 6 тыс. объектов первой категории составили 10,8 млрд руб.

КЭР подтверждает появление на объектах наилучших доступных технологий (НДТ) и фиксирует для них на семь лет обязательные экологические и технологические нормативы. Не дотягивающие до НДТ производства должны разработать и согласовать программу повышения экологической эффективности (ППЭЭ) — поэтапной модернизации. Предприятия из топ-300 загрязнителей (60% всех выбросов и сбросов в РФ) оказались в чуть более выгодном положении: им до конца года достаточно подать заявку на КЭР. Но за месяц до дедлайна разрешения получили лишь около 30% объектов, которым они нужны (летом было 12%), а 40% предприятий даже не подавали заявок на КЭР. Еще 35% получили отказы — в сравнении с 50% в 2023 году.

Бизнес на тормозах

Причин вялости очереди за КЭР несколько. Подготовка заявки и документов — серьезная работа и может занять больше года. Рынок услуг экологического консалтинга и проектирования в РФ не развит. Стороннего подрядчика на такие проекты выбирают через систему закупок, где основной критерий — низкая цена, а не высокая квалификация. Осложнили ситуацию правки нормативной базы. Еще одна причина — требование установить системы автоматического контроля выбросов и сбросов в течение четырех лет после получения КЭР. Такое оборудование дорого, выбор поставщиков ограничен, компания может быть не готова к непрерывной передаче данных о загрязнениях в Росприроднадзор — и подача заявки откладывается.

Многие отрасли оказались не готовы к перевооружению и модернизации производств даже вне связи с КЭР. Аналоги зарубежных технологий не всегда закрывают производственные потребности и соответствуют экологическим требованиям, и подача заявки на КЭР откладывается до подходящего технологического решения. И хотя правительство отказывается сдвигать сроки получения КЭР, бизнес на это надеется.

Бизнес не только продолжает искать способы, чтобы отодвинуть срок подачи заявок на КЭР, но и избавиться от обязанности оформления разрешения, одновременно снизив затраты на автоматический контроль и модернизацию. Лоббируются отсрочки для отдельных отраслей, делаются попытки перевода объектов из первой категории НВОС в более низкие. Так, в начале года правительство публиковало законопроект (пока не принят) о присвоении части целлюлозно-бумажной промышленности второй категории НВОС. Всего с 2019 года количество объектов, обязанных получать КЭР, сократилось на 21%.

Минприроды не терпит пустоты

Регулятор обеспокоен низкими темпами выдачи КЭР и второй год пытается их ускорить, создав штаб для выдачи и назначив кураторами легализации своих предприятий отраслевые министерства. Росприроднадзор перераспределил нагрузку между межрегиональными управлениями — специалисты из менее загруженных управлений обрабатывают соседские заявки. В конце октября, за два месяца до дедлайна, порядок рассмотрения заявок поправило правительство — с идеальными документами КЭР сейчас можно получить в теории за две недели.

Однако на практике спешка и ажиотаж при рассмотрении объемных материалов и расчетов могут вызвать рост доли отказов (проще отклонить, чем разбираться) или выдачу КЭР по документам с системными ошибками, которые всплывут во время проверок. Не готова оказалась и информсистема ГИСП, через которую подаются заявки: нововведений в ней не учли, что затрудняет работу и заявителей, и проверяющих.

В итоге КЭР не получили более половины объектов. Напряжение растет. В «Деловой России» заговорили о неизбежной национализации предприятий, которые не успеют получить разрешения в срок из-за роста платежей, а Совет федерации предложил стимулировать процесс кнутом без пряника, еще повысив для компаний штрафы и платежи за работу без КЭР.

Креатив регулятора

Причины отказов строго регламентированы. Основные — недостоверные сведения, невыполненные мероприятия ППЭЭ, ошибки в расчетах и несоответствие объекта НДТ. На практике, впрочем, отказы связаны не только с недочетами в документации — их причиной нередко становятся, например, отсутствие объектов обезвреживания и утилизации отходов или недостаточная емкость полигонов, которой не хватит на срок действия разрешения. Формально это ответственность государства, но цейтнот может быть использован для подталкивания предприятий строить инфраструктуру самим.

Отсрочки для подачи КЭР, по всей видимости, не будет. Однако регулятор сам создает возможности избежать роста платы для некоторых объектов. Так, в августе 2023 года поправкой в ст. 3 296-ФЗ полигонам ТКО, введенным в эксплуатацию до 1 января 2019 года, разрешили работать без КЭР до 2026 года и в период рекультивации, но не позднее 1 января 2029-го. В конце октября, подтверждая тенденцию к расширению исключений, правительство предлагало сдвинуть для ряда гособъектов недропользования повышающие коэффициенты к плате за НВОС на год. В итоге высока вероятность, что при неизменных сроках получения разрешений регулятор отменит или сдвинет повышающие коэффициенты к плате за НВОС, положившись на добрую волю компаний в выполнении экологических требований.

Реквием по НДТ

Если сместить фокус с экологии на технологии, данные КЭР как индикатора перехода к НДТ и технологическому нормированию также неоднозначны. Более трети предприятий, обязанных соответствовать НДТ, даже заявки на КЭР не подали. Из получивших КЭР программы экологической эффективности готовили лишь 5% — вместо массовой модернизации получилась констатация того, что улучшать больше нечего.

Одна из причин этого в том, как готовились справочники НДТ: в них буквально описывались нынешние техпроцессы предприятий, а нормативы фиксировали реальные уровни выбросов и сбросов.

По задумке, оформившейся десятилетие назад, реформы экорегулирования на основе НДТ технологические показатели НДТ устанавливались на таком уровне, чтобы 20–30% предприятий вынуждены были разрабатывать программы модернизации. Основная идея реформы — нормирование выбросов и сбросов не по гигиеническим и рыбохозяйственным ПДК, а на основе технологических показателей НДТ. Но реформа пока не смогла решить эту задачу: существуют обе системы нормирования.

Размыли фокус и поправки в порядок установления технологических и экологических нормативов (622-ФЗ): с сентября 2025 года, если в выбросах или сбросах присутствуют вещества первого и второго классов опасности, для которых есть показатели НДТ, в КЭР устанавливаются более жесткие (как правило, экологические) ограничения, что хоронит идею технологического нормирования для наиболее опасных и дорогих веществ.

В итоге 2025 год может стать годом отказа от политики технологической экомодернизации: предприятия без риска подтверждают соответствие устаревшим НДТ, контроль, который ведется за соблюдением экологических требований, обеспечивает поток платежей в бюджет. Прогресс подождет.

Ирина Демина, «ENV-консалтинг»; Олег Сапожков

Источник информации: www.kommersant.ru

Добавить комментарий