• высадка системы государственных лесозащитных полос длиной 5.320 км и площадью более 4 млн га леса по берегам Волги, Урала, Дона и Северского Донца и водоразделам питающих их рек, вокруг отдельных полей, вдоль оврагов и по берегам водоёмов.
Плакат 1949 г. Википедия.

Плакат 1949 г. Википедия.

К 1953 г. было высажено 2.300.000 млн га леса государственных лесозащитных полос на водоразделах бассейнов Днепра, Дона, Волги, Урала, от горы Вишнёвая на Урале до Каспийского моря общей длиной свыше 5300 км, наполнено около 4.000 водохранилищ, создана общегосударственная система 570 лесозащитных станций (ЛЗС).

-2
  • непрорытые каналы:

Главный Туркменский канал от Амударьи до Красноводска на берегу Каспийского моря по сухому руслу Узбоя (строился в 1950—1955 гг.) шириной более 100 м и глубиной — 6–7 м с магистральными и распределительными оросительными каналами общей протяженностью в 10 тыс. км, 2000 водоёмов и тремя ГЭС по 100.000 киловатт, Тахиаташским гидроузлом из бетонных и земляных плотин с железной дорогой и шоссе над ними. Главный Туркменский канал должен был соединить Волгу и Амударью, Арал — с Каспийским, Азовским, Чёрным и Балтиийским морями и с Северным Ледовитым океаном. Также постройка позволяла ввести в сельскохозяйственный оборот более 1.300.000 га земель, из них примерно 500.000 га — в Каракалпакии, и обводнить более 7.000.000 га пастбищ в Каракумах.

-3

Сталинградский магистральный самотёчный канал Волга — Урал для орошения безводной степи Эльтона и на восток до р. Урал.

-4

два гидроузла на Нижнем Дону — Багаевский у х. Калинин и Аксайский у г. Аксай — для обеспечениея гарантированной глубины канала Волга — Дон в 4 м вплоть до Ростова-на-Дону.

-5

непостроенные порты:

Усть-Донецкий речной порт на правом берегу р. Северский Донец в 4 км от места его впадения в р. Дон.

-6

генеральная реконструкция Игарки-на-Енисее с превращением города в центр лесообрабатывающей промышленности и добычи угля, нефти и руд с доступным для крупнотоннажных морских судов портом и судоремонтными мастерскими.

-7
  • непроложенные железные дороги:

железная дорога Чум — Салехард — Коротчаево — Игарка длиной 1459 км должна была начинаться на станции Чум за Северным полярным кругом, на участке «Елецкий — Харп» пересекать Полярный Урал, проходить через станцию Лабытнанги-на-Оби и далее по болотам на севере Западно-Сибирской равнины и на участке «Ермаково — Игарка» снова выходить за Северный полярный круг.

Участок Чум — Пур. Построенные части выделены красным цветом. Википедия.

Участок Чум — Пур. Построенные части выделены красным цветом. Википедия.

Участок Пур — Игарка. Построенные части выделены красным цветом.  Википедия.

Участок Пур — Игарка. Построенные части выделены красным цветом. Википедия.

В 1947—1953 гг. проложили более 200 км пути на участке Салехард — Игарка и вдоль всего предполагаемого рельсового пути и на севере от Игарки до Норильска провели постоянную линии связи.

Перегон Салехард — Надым. Википедия.

Перегон Салехард — Надым. Википедия.

Перегон Салехард — Надым. Википедия.

Перегон Салехард — Надым. Википедия.

железная дорога Комсомольск-на-Амуре — Победино-на-Сахалине длиной свыше 1.000 км — проложили 120 км рельсов по правому берегу Амура от станции Селихино до станции Чёрный мыс.

Железная дорога Комсомольск-на-Амуре — Победино-на-Сахалине.

Железная дорога Комсомольск-на-Амуре — Победино-на-Сахалине.

железная дорога Апатиты — Кейва — Поной на Кольском полуострове длиной примерно 300 км с идущей к бухте Иоканьга веткой: к 1952 г. проложили 60 км рельсов и создали насыпь ещё на 150 км, до Иоканьги провели временную автомобильную трассу с линией связи.

железная дорога Варфоломеевка — Чугуевка — бухта Ольга

железная дорога Чугуевка — Сергеевка

железная дорога Архангельск — Ручьи — порт Мезень

железная дорога Красноярск — Енисейск

железная дорога Петропавловск-на-Камчатке — Усть-Большерецк

Похороны Сталина. 09.03.1953.

Похороны Сталина. 09.03.1953.

  • непробитый морской тоннель с материка под Татарским проливом от мыса Погиби на Сахалине до мыса Лазарева на материке длиной примерно 10 км — к 02.1953 на Сахалине на берегу моря пробили ствол шахты диаметром 8,5 м и глубиной 80 м для проходки тоннеля.

О людях заботились, а было их тысяч десять, не меньше… Многие утверждают, что крест на тоннеле поставила последовавшая после похорон Сталина амнистия — продолжить стройку было практически некому. Это неправда. Из наших восьми тысяч досрочно освобождённых уехало не более двух сотен. А остальные восемь месяцев дожидались приказа о возобновлении строительства. Мы об этом писали в Москву, просили и умоляли. Я считаю прекращение строительства тоннеля какой-то дикой, нелепой ошибкой. Ведь в тоннель были вложены миллиарды рублей народных денег, годы отчаянного труда. И самое главное — тоннель действительно необходим стране… Для этой работы всё имелось: материалы, оборудование, техника и хорошие квалифицированные специалисты и рабочие. Выпускник МИИТ, инженер, мастер основных работ Ю. А. Кошелев.

-14
  • непостроенные автомобильные трассы:

автомобильная дорога Усть-Большерецк — Озерновский рыбкомбинат

автомобильные дороги на Кольском полуострове, в Архангельской и Мурманской областях и на берегу Балтийского моря

  • Непостроенные химические предприятия:

Кировский химический завод

Черногорский завод искусственного жидкого топлива Главспецнефтестроя в республике Хакасия

Араличевский завод искусственного жидкого топлива Главспецнефтестроя в Новокузнецке в Кузбассе

  • Непостроенная верфь металлического судостроения в Осетрово
Похороны Сталина. 09.03.1953.

Похороны Сталина. 09.03.1953.

  • система 8.985 (на 1953 г.) машинно-тракторных станций — свёрнута и расформирована «Законом о дальнейшем развитии колхозного строя и реорганизации машинно-тракторных станций» Верховного совета СССР от 18.04.1958.
Еманжелинская МТС. 1941. Википедия.

Еманжелинская МТС. 1941. Википедия.

  • система промысловых артелей по производству товаров народного потребления — свёрнута путём огосударствления постановлениями ЦК КПСС и СМ СССР «О реорганизации промысловой кооперации» 14.04.1956 и «О промысловой кооперации» №784 от 20.07.1960.
  • восьмая сталинская высотка Москвы или Административное здание в Зарядье высотой 275 м — в 1954 г. строительство остановлено.
Вид на Красную площадь в случае строительства Пантеона и административного здания в Зарядье. Википедия.

Вид на Красную площадь в случае строительства Пантеона и административного здания в Зарядье. Википедия.

Источник:

Письмо Л.П. Берия в Президиум Совета Министров СССР об изменении строительной программы 1953 года №148 от 21.03.1953. ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 2. Д. 416. Лл. 14–16. Заверенная копия // Исторический архив. — №4. — 1996. — С. 140142.

Источник информации: dzen.ru

Тревожная новость, которая, впрочем, не стала сюрпризом. Учёные Южного федерального университета показали, что последние 60 лет биоклиматическая зона пустынь и полупустынь на юге России расширяется на 550 км² в год. Больше всего страдают Астраханская и Волгоградская области, Калмыкия и Дагестан. Что такое 550 км²? Это территория крупного мегаполиса – так, площадь Москвы внутри МКАД составляет 880 км². Это 55 тыс. гектаров, с которых до опустынивания можно было собрать более 3 млн центнеров пшеницы (по 2 кг на каждого жителя России). Это почти миллион стандартных дачных участков по 6 соток, на месте которых теперь бесплодная земля. Ежегодно. Всё это время средняя температура региона росла на 0,03°C в год – суммарный рост за 60 лет составил почти два градуса. Для природы это очень быстрые изменения, особенно когда они сопровождаются сокращением количества осадков. Что с этим делать? Рекомендации ООН по борьбе с опустыниванием содержат интересную информацию – 87 % государственных субсидий сельскому хозяйству «либо приводят к искажению цен, либо наносят вред природе и здоровью людей», а следовательно, эти средства можно потратить эффективнее. Основные направления возможных инвестиций – бережное отношение к почве, защита насекомых-опылителей, восстановление пресноводных экосистем. Но в каждой конкретной ситуации нужен собственный подход. Остановить негативные природные процессы мирового или даже регионального масштаба исключительно трудно – здесь действуют неподвластные человеку силы. И всё же постепенно накапливается опыт успешного противостояния медленным катаклизмам. Тут хочется обратить внимание на китайский опыт восстановления природы в пустыне Кубуци, где с 1988 года действует комплексная программа озеленения и мелиорации. За это время площадь защищённых от опустынивания территорий превысила 6 тыс. км², было создано экологическое богатство стоимостью более $70 млрд. Китайские специалисты применяли множество инновационных методов – скажем, лесопосадки там высаживаются с помощью беспилотников. Этот и другие положительные примеры необходимо внимательно рассматривать – и брать всё лучшее. О проблеме будут говорить и на встрече сторон Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием в Эр-Рияде в декабре этого года. Продолжающееся сейчас Десятилетие ООН по восстановлению экосистем было запущено как раз в качестве необходимого стимула и инструмента для выполнения обязательств по этой конвенции, равно как и по Конвенции о биоразнообразии. Мы в Национальном Комитете Десятилетия в России внимательно изучаем ситуацию с опустыниванием и противодействием ему, обращаем внимание всех эшелонов власти на происходящие процессы. Убеждены, что рано или поздно мы справимся и с опустыниванием в нашей стране. Капля камень точит и пустыню орошает.

Текст скопирован с ТГ-канала: Елена Шаройкина

Добавить комментарий