Как так вышло, что участки жителей деревни частично оказались на особо охраняемой природной территории Клетинского бора? Ответа на этот вопрос, похоже, не знают и сами чиновники. Но, пока они пытаются сохранить лицо, доказывая свою правоту в судах, люди фактически лишены права пользоваться своей собственностью.
Легким росчерком чиновничьего пера часть деревни Нутромо в Тверской области оказалась на особо охраняемой природной территории. И теперь собственники этих участков фактически не могут ими пользоваться: в границах ООПТ ни дорогу проложить, ни газ подвести, ни интернет подключить – запрещено. В то же самое время участки Клетинского бора, на которых растут заповедные сосны, остались без охранного статуса, и столетние деревья безжалостно вырубаются. Получается, что тверские чиновники под прикрытием природоохранной деятельности вредят и природе, и людям. Зачем?
Вопрос границ
Эта эпопея тянется уже много лет. Памятником природы Клетинский бор был объявлен еще при Советском Союзе – в 1978 году. Это заповедное место на правом берегу Волги, в котором растут североамериканские сосны Банкса, высаженные вскоре после русско-японской войны. Несложно подсчитать, что этим редким для России деревьям уже больше ста лет. Однако определением четких границ памятника природы советские чиновники почему-то не удосужились – возможно, в те времена вопросу не придавали большого значения ввиду того, что вся эта земля была государственной. Как государственный природный заказник регионального значения Клетинский бор оформлен в 1993 году.
Немногим позже, в 1981 году, на прилегающих к деревне Нутромо землях сельхозназначения было организовано подсобное хозяйство СПО «Прогресс». А в 1991 году участок площадью 115,2 га, ранее принадлежавший этому подсобному хозяйству, был отведен крестьянскому хозяйству «Надежда». Оно просуществовало несколько лет, а затем в 2010 году распоряжением администрации Тверской области земли сельхозназначения бывшего к/х «Надежда» были включены в границы деревни Нутромо и переведены в земли населенного пункта с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства. Соответственно, на этих землях в 2010-2011 годах были образованы земельные участки и после получения всех необходимых разрешений собственники начали их застраивать.
Стоит добавить, что владельцы участков в деревне Нутромо – обычные люди. Среди них есть и многодетные семьи, и матери-одиночки, и пенсионеры, и участники СВО, а вот олигархов нет. Кому-то пришлось взять ипотечный кредит, кому-то воспользоваться средствами материнского капитала. И в какой же ситуации десятки обычных, законопослушных граждан оказались сейчас? Фактически – в западне. И все это, как мы видим, – благодаря сначала бездействию, а потом действиям местных чиновников, неуклюже озаботившихся судьбой памятника природы.
С ног на голову
То есть, как мы можем понять из документов, спорные участки, внезапно оказавшиеся на особо охраняемой природной территории, ранее никогда не относились к Клетинскому бору, это бывшие земли сельхозназначения, проще говоря – поле. К чему здесь статус ООПТ? Ведь люди, чье жилье оказалось в заповедной зоне, ничего не могут делать на своей земле: ни сад вырастить, ни скотину завести, они словно в осаде оказались. С другой стороны, постановлением Правительства Тверской области от 8 июня 2022 года № 322-пп без проведения надлежащего обследования памятник природы «Бор Клетинский» реорганизован в государственный природный заказник «Бор Клетинский» с увеличением площади до 741,3 га; помимо земель лесного фонда в границы заказника помимо прочих включены земли населенных пунктов, причем частично и непонятно по какому принципу: некоторые участки оказались в зоне ООПТ, а соседние с ними – почему-то нет. Чиновники и сами не могут объяснить, как теперь быть владельцам этих участков – вырубать уже выросшие сады? Никто не знает.
Редакция «Нашей Версии» запросила в правительстве Тверской области официальные разъяснения постановления № 322-пп от 08.06.2022, определившего новые границы Клетинского бора.
Часть бора, где действительно стоит заповедный лес, оказалась лишена статуса особо охраняемой, и там ведется вырубка. Это как если одеяло натянуть на голову, оголив ноги: голове нечем дышать, а ногам холодно. Участок вырубленного леса видно на спутниковой карте. Кроме того, часть леса выгорела. К сожалению, пока не удалось выяснить, кто именно занимается этим вандализмом.
Пострадавшие собственники подали коллективный иск о снятии с их участков статуса ООПТ и выиграли дело в суде первой инстанции. А дальше, видимо, в дело включился административный ресурс, и апелляцию уже выиграли чиновники. В ближайшее время состоится заседание в кассационном суде, где жители будут добиваться отмены решения апелляционного суда. Кроме того, готовятся обращения к председателю Госдумы РФ Вячеславу Володину и, как последняя надежда на справедливость, к президенту РФ Владимиру Путину.
«Наша Версия» уже писала об этой вопиющей истории. Однако губернатору Тверской области Игорю Рудене, видимо, других забот хватает, а в Министерстве природных ресурсов и экологии Тверской области, похоже, творится кадровая чехарда. На момент публикации предыдущей статьи минприроды руководил Сергей Богатырев, однако сейчас на министерском сайте указано, что исполняющим обязанности министра является Сергей Кольцов. Но, пока чиновники делят портфели, граждане оказались бесправными на собственной земле, а вековой лес продолжает вырубаться.
Может ли кладбище находиться в особо охраняемой природной зоне?
Решением Кимрского городского суда Тверской области от 04 мая 2023 года по делу № 2а-223/2023 удовлетворен административный иск Кимрского межрайонного прокурора Тверской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации Кимрского муниципального округа Тверской области об обязании постановки на кадастровый учет и включении в реестр муниципального имущества общественного кладбища.
На Администрацию Кимрского муниципального округа Тверской области возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу указанного выше судебного акта устранить допущенные нарушения путем оформления прав и включения в реестр муниципального имущества земельного участка, расположенного под общественным кладбищем юго-западнее деревни Нутромо Титовского сельского поселения Кимрского района Тверской области (кварталы 49-50-51).
Решение Кимрского городского суда Тверской области от 04.05.2023 года по делу № 2а-223/2023 вступило в законную силу 15 июня 2023 года.
Таким образом, на основании данного судебного акта на территории особо охраняемой природной территории регионального значения – государственный природный заказник «Бор Клетинский» на землях Никулинского участкового лесничества Кашинского лесничества Тверской области, в нарушение лесного законодательства, Положения об ООПТ регионального значения, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 08 июня 2022 года № 322-пп «Об особо охраняемой природной территории регионального значения – государственном природном заказнике «Бор Клетинский» и постановления Администрации Кимрского района Тверской области от 28.11.1997 года, в настоящее время должны быть произведены работы по изъятию из земель лесного и природоохранного фонда, находящегося в государственной собственности, 50 000 квадратных метров для организации общественного кладбища, объявленного закрытым как несанкционированное.
Алексей Волгин