Суд
В декабре 2024 года были приняты «Единые правила в области защиты прав потребителей Союзного государства» (далее ЕП). Они вступили в силу и действуют на территории России и Беларуси, причём имеют более высокий приоритет в сравнении с местным законодательством. Если при возникновении спора появляется противоречие между ЕП и законом «О защите прав потребителей» (далее ЗоЗПП), должны применяться нормы, установленные этими правилами, а не законом.
Отличий ЕП от ЗоЗПП не очень много, но они есть, причём довольно существенные. В основном они расширяют права потребителей за счёт применения более строгих требований к другим сторонам сделки.
- В ЕП прописано, что несоразмерные расходы на устранение недостатков (они применяются для того, чтобы признать недостаток существенным) составляют от 30% от стоимости товара. ЗоЗПП не устанавливает чётких критериев, но суды обычно считают, что это 50-70% от стоимости товара.
- ЕП запрещает изготовителю, исполнителю, продавцу, поставщику, представителю или импортеру устанавливать на товар или результат работы гарантийный срок меньшей продолжительности, чем на тот же товар, продаваемый за пределами Союзного государства.
- ЕП закрепляет право потребителя на получение возврата денег за товар, изготовитель которого прекратил обеспечивать работоспособность этого товара. В ЗоЗПП аналогичной нормы нет, но Верховный суд РФ в одном из дел подтвердил такое право.
- Срок возврата денег за некачественный товар — не более 7 дней, если не требуется экспертиза, и не более 14 дней, если экспертиза нужна. В ЗоЗПП единый срок для обоих случаев — 10 дней.
- Потребители освобождены от уплаты пошлины при подаче иска на любую сумму. ЗоЗПП освобождает потребителей от пошлины только при иске до 1 млн рублей.
- Потребитель вправе судиться не только с организацией, нарушившей его права, но и с учредителями этой организации, предъявляя те же требования.
- Согласно ЕП, срок устранения недостатков товара не может превышать 14 календарных дней. Нарушение этого срока предоставляет право менять требование (например, просить возврат денег). ЗоЗПП даёт на ремонт товара не более 45 дней.
- Тот же срок в ЕП регламентирован для устранения недостатков работ или услуг — не более 14 дней. В ЗоЗПП говорится о разумном сроке, без уточнения, что следует считать таковым.
- В ЕП не указано, что неустойка за удовлетворение требований по услугам ограничена стоимостью услуг. В ЗоЗПП есть такое ограничение.
- В ЕП появилось ещё одно лицо, к которому потребитель может предъявлять требования в некоторых случаях — поставщик товара. В ЗоЗПП есть импортёр, но это более узкое понятие, не включающее в себя организации, закупающие товары внутри страны.
Пока неизвестно, как нормы ЕП будут применяться российскими судами. При составлении исков потребители или их представители могут ссылаться как на ЗоЗПП, так и на ЕП, в зависимости от того, что целесообразнее и выгоднее.
Источник информации: dzen.ru