Уважаемый Сулаймон Саид!
Уважаемые члены Совета, участники заседания!
В современном мире с учетом стремительного роста криминального оборота информационных технологий противодействие коррупции требует непрерывной донастройки архитектуры национальной и глобальной безопасности.
С одной стороны, правоохранительные органы непрерывно совершенствуют свою техническую оснащенность и потенциал для борьбы с коррупцией, с другой – цифровая среда становится все более привлекательной для коррупционеров.
Однако, как гласит восточная поговорка, «нет такой хитрости, которую нельзя перехитрить». И в этом смысле наше сотрудничество – прекрасная возможность обменяться опытом, расширить его горизонты путем применения наиболее эффективных и передовых антикоррупционных механизмов.
Среди них – цифровая трансформация правоохранительной и надзорной работы. В прокуратуре России продолжает увеличиваться число доступных электронных источников, посредством которых возможно установить и изобличить вовлеченных в коррупционные схемы чиновников.
Одним из наиболее востребованных ресурсов является информационная система межведомственного электронного взаимодействия. Она обеспечивает прокурорам круглосуточный доступ к более чем 100 видам государственных баз данных, их перечень и наполнение постоянно растут.
Эта система позволяет прокурорам, что называется, не выходя из кабинета, получать практически любую информацию о проверяемых лицах. В частности, о наличии у них счетов в кредитных учреждениях, полученных доходах, имеющемся в пользовании недвижимом имуществе, транспортных средствах, совершенных административных правонарушениях и множество других сведений.
Например, в прошлом году с помощью данного ресурса выявлен факт укрытия государственным служащим цифровых валют на сумму 28 млн рублей. Возможности системы позволили также установить у него наличие недвижимости, ипотека по которой была погашена на неподтвержденные доходы. Кроме того, прокуроры получили сведения о привлечении чиновника к административной ответственности за нарушение правил парковки автомобиля бизнес-класса, который официально в его собственности не находился. Машина была зарегистрирована на его сестру, хотя доход последней, очевидно, не позволял приобрести столь дорогое транспортное средство.
По иску прокурора судом все незадекларированные активы госслужащего в сумме почти 60 млн рублей обращены в доход государства.
Сформировать практику обнаружения виртуальных активов коррупционного происхождения и определения их принадлежности невозможно без умелого использования прокурорами информационных технологий, для чего наши работники непрерывно повышают свои цифровые компетенции.
В этих целях в нашем ведомственном Университете введены специальные дисциплины – правовые и организационные основы информационной безопасности, противодействие таким современным угрозам и многие другие.
Предлагаю членам Совета в рамках нашего объединения обобщить практику проведения проверок вне уголовного судопроизводства, связанных с обнаружением у чиновников виртуальных активов коррупционного происхождения, использования для этого современных информационных технологий. Передовой опыт по данному направлению работы распространить среди участников Совета.
В целом в России продолжает совершенствоваться правоприменение в сфере противодействия коррупции, в том числе в части использования достаточно новых, но уже доказавших свою эффективность полномочий прокуроров по проверке обоснованности происхождения денежных средств чиновников и членов их семей, находящихся на их банковских счетах.
Если в первый год действия соответствующей нормы в суды направлены иски о взыскании в пользу государства неподтвержденных доходов на сумму 90 млн рублей, то за 6 месяцев текущего года эта сумма уже превысила 420 млн рублей.
На прошлом заседании я упомянул и о принятии в 2023 году по инициативе Генпрокуратуры России закона, который наделил прокуроров компетенцией через суд добиваться изменения оснований увольнения чиновников. Имею в виду тех, которые ушли со службы по собственному желанию, хотя фактически были вынуждены это сделать в связи с допущенными коррупционными нарушениями.
Только в первом полугодии мы направили в суды свыше сотни таких заявлений. Более половины уже рассмотрены и удовлетворены.
Это, безусловно, влечет негативные последствия для должностных лиц, поскольку в их трудовых документах появляется запись – «уволен в связи с утратой доверия». Как следствие, они включаются в соответствующий публичный реестр, буквально заносятся на «доску позора».
К слову, идея применения подобных механизмов, схожих с так называемой «кредитной историей» чиновника, в России не нова. Еще в середине XIX века Император Александр Второй, став основоположником системы контроля имущественного положения государственных служащих, ввел ведомственные книги гражданских чинов. В них вносилась информация об объявленных взысканиях, а также иные сведения, характеризующие материальное положение лиц, замещающих соответствующие должности.
Сегодня подобный реестр – дополнительный барьер, препятствующий прохождению государственной службы лицами, которые не обладают необходимым набором морально-деловых качеств.
В России продолжает развиваться и институт привлечения к ответственности за коррупционные нарушения юридических лиц.
Так, за незаконную передачу денежного вознаграждения от имени или в интересах компаний в первом полугодии прокурорами возбуждено более 300 дел об административных правонарушениях, а сумма взысканных штрафов составила почти 370 млн рублей.
Учитывая, что между странами СНГ продолжают активно укрепляться финансово-экономические связи, считаю важным принимать совместные усилия для снижения рисков коррупционного поведения со стороны недобросовестных участников рынка и при осуществлении международных коммерческих сделок.
Такой положительный опыт у нас имеется с Генеральной прокуратурой Республики Беларусь, которая информирует нас о даче взяток российскими предпринимателями белорусским должностным лицам. Мы, в свою очередь, реагируем в соответствии с российским законодательством.
Например, нами по таким фактам возбуждены дела об административных правонарушениях в отношении организаций, которые привлечены к ответственности. Есть материалы, работа по которым продолжается.
Примеры такого сотрудничества – демонстрация реальной антикоррупционной работы по пресечению трансграничной коррупции. Убежден, подобную практику следует активно развивать между компетентными органами наших стран.
Уважаемые коллеги!
Как мы все увидели в ходе текущего заседания, потенциал антикоррупционных ведомств, входящих в Межгосударственный Совет, огромен. Нам есть, чем делиться, обмениваться опытом, внедрять лучшие практики в свою собственную работу.
Российская прокуратура открыта к сотрудничеству. Убежден, что сегодняшнее обсуждение позволит выработать дополнительные механизмы взаимодействия в сфере противодействия коррупции, эффективно ей противостоять. Ведь, как справедливо гласит таджикская мудрость, «одной рукой узел не завяжешь». В нашем случае это означает, что только совместными усилиями мы можем добиться значимых результатов.
Желаю всем плодотворной работы на этом треке.
Благодарю за внимание!
Текст скопирован с ТГ-канала: Генпрокуратра России