В ГД предложили ввести ответственность для глав регионов за оздоровление Волги

Средства на устранение недостатков реализации проекта должны быть изысканы из региональных бюджетов, сообщил заместитель председателя комитета Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Анатолий Грешневиков

МОСКВА, 10 июля. /ТАСС/. Губернаторов регионов, где реализуется федеральный проект «Оздоровление Волги», необходимо привлечь к персональной ответственности за нарушения, допущенные при строительстве, считает заместитель председателя комитета Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Анатолий Грешневиков. Средства на устранение недостатков реализации проекта должны быть изысканы из региональных бюджетов, сообщил он ТАСС.

По данным Минприроды РФ, из 106 построенных очистных сооружений на Волге в рамках проекта оздоровления реки только 65 соответствуют требованиям. Из остальных очистных сооружений 23 находятся в стадии запуска, и 18 не достигли надлежащего уровня. Глава Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Светлана Радионова сообщила о начале проверок 55 компаний, управляющих очистными сооружениями, построенными или реконструированными с 2019 года за счет федерального проекта «Оздоровление Волги». При этом, по данным депутата Госдумы Жанны Рябцевой, из 121 проверенного очистного сооружения на Волге только 6 соответствуют нормативным требованиям.

«Программа работает, но при ее реализации возникло множество уголовных дел как результат нежелания губернаторов эту программу исполнять, расходовать деньги по назначению, следить за тем, как подрядчики справляются со строительством очистных сооружений. Из 121 объекта лишь 6 достигли нормативных показателей. Взятые на себя обязательства вряд ли будут выполнены, поскольку надо достраивать и переоборудовать. <…> Исправление недостатков, я считаю, должно осуществляться за счет губернаторов и их команд: надо их штрафовать и за счет региональных бюджетов исправлять недостатки. Однако регионы не должны пострадать за счет того, что эти деньги изымут из социальных программ», — сказал Грешневиков.

Он отметил, что в числе обнаруженных недостатков при строительстве очистных сооружений — установка несоответствующего оборудования, отсутствие цехов химической очистки. Чтобы устранить эти нарушения, потребуется дополнительное финансирование, не предусмотренное в региональных бюджетах.

«У меня, как у эколога, нет ощущения, что эти сооружения заработают, потому что в ряде регионов предусмотрена лишь биологическая очистка, а химической нет. Только химическая очистка может убрать кислоты, щелочи, соли, которые потом со временем переходят в ионы. Трагедия произошла с этой федеральной программой оздоровления. <…> При этом при неработающих очистных сооружениях в тарифы для населения эти услуги уже включены», — подчеркнул собеседник.

Федеральный проект «Оздоровление Волги» реализуется по нацпроекту «Экология» в 2019-2024 годах. Цель проекта — улучшение экологического состояния Волги и обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственного комплекса.

Источник информации: tass.ru

«Сохранение лесов» наоборот

Как мероприятия по сохранению лесов превращаются в заготовку древесины.

В СМИ часто можно встретить такое словосочетание — «мероприятия по сохранению лесов». Интуитивно оно воспринимается как что-то доброе, позитивное, природоохранное. Но это не просто красивые слова, а отраслевой термин из Лесного кодекса РФ, и означать он может совсем не то, что подсказывает интуиция. Например, мероприятия по сохранению лесов могут включать сплошные рубки леса, и это совершенно обычная практика. Как такое возможно? Разбираемся.

Такое неоднозначное сохранение леса

Словосочетание «мероприятия по сохранению лесов» появилось в Лесном кодексе относительно недавно, в 2021 году, с принятием очередного набора поправок. Этот термин включает в себя «работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению». 

Как всё перечисленное соотносится с сохранением лесов? С охраной всё понятно. С воспроизводством лесов и лесоразведением есть некоторые вопросы (воспроизводство — это скорее восстановление, чем сохранение, а лесоразведение — это вообще создание нового леса там, где его раньше не было). А вот с защитой всё сложно. 

«Защита леса» — это тоже отраслевой термин, определённый Лесным кодексом: «защита лесов включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов». В защиту лесов, согласно Лесному кодексу, входят в том числе рубки погибших и повреждённых лесных насаждений — то есть санитарные рубки.

Теоретически санитарные рубки действительно имеют некоторое отношение к сохранению лесов: их главная цель, опять же исходя из Лесного кодекса, — «предупреждение распространения вредных организмов». Практически же честная санитарная рубка почти всегда убыточна — большая часть деревьев, повреждённых вредителями и болезнями, и тем более погибших, годится лишь на дрова и никак не окупает затраты на их заготовку. Денег на проведение таких санрубок у большинства регионов просто нет (наше лесное хозяйство вообще довольно серьёзно недофинансируется). Зато есть дефицит ценной древесины из-за десятилетий неэффективного хозяйства в «эксплуатационных» лесах — тех, которые официально предназначены для выращивания древесины и её заготовки. Это вынуждает лесозаготовителей искать разнообразные пути обхода запретов и ограничений на заготовку древесины там, где по закону проводить её нельзя. Самый главный из таких путей — как раз санитарные рубки: они разрешены почти во всех лесах.

САНРУБКИ ВО ВСЕВОЛОЖСКОМ ЛЕСНИЧЕСТВЕ. ФОТО © ЗЕМЛЯ КАСАЕТСЯ КАЖДОГО

Вот так и получается, что абсолютное большинство сплошных рубок в Подмосковье, на Карельском перешейке в Ленинградской области и во многих других густонаселённых районах страны входит в состав «мероприятий по сохранению лесов». Поэтому ни само это красивое название, ни связанная с ним отраслевая статистика никого не должны обманывать: если сплошную рубку назвать «защитой леса» или «сохранением леса», она от этого не перестаёт быть сплошной рубкой. Тем более в тех случаях, когда борьба с вредителями или болезнями была лишь формальным поводом для назначения этой рубки, а реальной причиной был неудовлетворённый спрос на хозяйственно ценную древесину.

Фото © Unsplash

«Земля касается каждого» — это независимая экологическая организация

Мы хотим, чтобы информация об окружающей среде была не только открыта, но и понятна всем желающим. Мы рассказываем об актуальных природоохранных проблемах, объясняем смысл решений властей, которые могут повлиять на нашу жизнь и природу вокруг и, конечно, предлагаем варианты решений. Поддержите «Землю» регулярным пожертвованием, чтобы эта работа не прекращалась.

Источник информации: earthtouches.me

Разъяснения правоприменительной практики о запрете на передвижения маломерных судов в нерестовый период.

Частями 1 и 4 статьи 43.1 Закона о рыболовстве установлено, что основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов являются Правила рыболовства, которые обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность.

Пунктом 4 части 3 статьи 43.1 Закона о рыболовстве предусмотрено, что Правилами рыболовства установлены требования к сохранению водных биоресурсов.

В силу пункта 7 части 1 статьи 1 Закона о рыболовстве сохранение водных биоресурсов — поддержание водных биоресурсов или их восстановление до уровней, при которых могут быть обеспечены максимальная устойчивая добыча (вылов) водных биоресурсов и их биологическое разнообразие, посредством осуществления на основе научных данных мер по изучению, охране, воспроизводству, рациональному использованию водных биоресурсов и охране среды их обитания.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», среда обитания животного мира — природная среда, в которой объекты животного мира обитают в состоянии естественной свободы.

Таким образом, водные объекты рыбохозяйственного значения являются средой обитания водных биологических ресурсов, и запрет на передвижение по водным объектам рыбохозяйственного значения Московского региона на маломерных судах любого типа с применением мотора в запретные сроки (периоды) и в запретных районах, установленный подпунктами 15.4.4. и 15.4.5. пункта 15.4. Правил рыболовства, который введен с целью сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания, а именно с целью исключения антропогенного воздействия (шумовое загрязнение и создание волны) на водные объекты в период массового нереста обитающих видов рыб.

Антропогенное воздействие, создаваемое лодочными моторами, оказывает негативное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания в период их нереста. По данным научных организаций антропогенное воздействие лодочных моторов, аналогичных по своим техническим характеристикам, на водные биологические ресурсы и среду их обитания, не зависимо от целей их применения (для целей рыболовства или без таковых целей) представляется равнозначным.

Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 18.11.2014 № 453 утверждены Правила рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна (далее — Правила рыболовства).

В соответствии с подпунктами 15.4.4 и 15.4.5 пункта 15.4 Правил рыболовства юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам запрещается передвигаться по рекам, озерам, водохранилищам и их протокам на всех видах маломерных и прогулочных судов (статья 7 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ), с применением моторов в запретные сроки (периоды) и в запретных районах, за исключением использования моторных судов и плавучих средств для осуществления рыболовства по разрешениям на добычу (вылов) водных биоресурсов, а также использовать маломерные и прогулочные суда в запретный период на водных объектах рыбохозяйственного значения (или их участках), указанных в Приложении № 6 к Правилам рыболовства «Перечень нерестовых участков, расположенных на водных объектах рыбохозяйственного значения Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна», за исключением несамоходных судов, а также других судов, применяемых для осуществления разрешенной деятельности по добыче (вылову) водных биоресурсов.

В соответствии с подпунктом 30.25.2. пункта 30.25, подпунктом 15.2 пункта 15 Правил рыболовства с целью обеспечения массовых миграций водных биоресурсов к местам их постоянной концентрации в период зимовки, нерестовым участкам и их нереста, установлены запретные сроки (периоды) добычи (вылова) водных биоресурсов в водных объектах рыбохозяйственного значения.

с 22 марта по 1 июня: в водоемах-охладителях Шатурской и Электрогорской ГРЭС;

на остальных водных объектах рыбохозяйственного значения: с 01 апреля по 10 июня – всеми орудиями добычи (вылова), за исключением одной поплавочной или донной удочкой с берега с общим количеством крючков не более 2 штук у одного гражданина вне мест нереста, указанных в приложении № 6 к Правилам рыболовства «Перечень нерестовых участков, расположенных на водных объектах рыбохозяйственного значения Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна».

Подпункт «е» п.10 Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Московской области, утвержденных постановлением Правительства Московской области от 04.07.2007 года № 494/21, которые запрещаю заходить в постоянно или временные закрытые для плавания районы без специального разрешения или преднамеренно останавливаться в запрещенных местах.

Передвижение по рекам, озерам, водохранилищам и их протокам на всех видах маломерных и прогулочных судов с применением моторов, с целью осуществления рыболовства или без таковой запрещено.

За нарушение данных нормативно-правовых актов административная ответственность предусмотрена ч. 2 ст. 8.37 (Нарушение правил, регламентирующих рыболовство) и ст. 8.33 (Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов) КоАП РФ.

Источник информации: moktu.ru