Федеральная антимонопольная служба России проводят проверки в ряде регионов Дальневосточного федерального округа, в числе которых Хабаровский край. В ходе проверки будет дана оценка на предмет обоснованности затрат по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), учтённых в действующих тарифах. По предоставленной нам информации, в Хабаровске и районе им. Лазо (зона деятельности № 1) значительно выросли тарифы на услугу по обращению с ТКО. Это произошло после расторжения соглашения с прежним региональным оператором и проведения в 2021 г. нового конкурса, в котором были заложены более высокие размеры расходов регоператора.

В конечном счете это позволило установить для нового регоператора более высокие тарифы. Цифры впечатляют: общий размер расходов, заложенный при проведении нового конкурса, увеличился на 3,29 млрд. руб.!

Председатель ХРОО МОО «Комиссия по противодействию коррупции» Олег Губарец, обратился в ФАС России, представив факты, свидетельствующие о причинах роста тарифов на услугу по обращению с ТКО в зоне деятельности №1.

При проведении конкурсов по выбору регионального оператора в зоне деятельности № 1, включающей г. Хабаровск и муниципальный район им. Лазо Хабаровского края, в 2020 и в 2021 году применен различный порядок расчета приведенной стоимости услуги регионального оператора по обращению с ТКО, имеется факт значительного увеличения объема расходов регионального оператора (НВВ) при проведении второго конкурса. Министерством ЖКХ Хабаровского края в 2020 году было расторгнуто соглашение с региональным оператором ООО «ТСК ФЕСТ» по организации деятельности по обращению с ТКО на территории Хабаровского края в Зоне деятельности № 1, заключенное по результатам конкурса, проведенного 14.07.2020 согласно конкурсной документации утвержденной распоряжением министра № 692-р от 29.05.2020.

В 2021 году был проведен новый конкурс по выбору регионального оператора по организации деятельности по обращению с ТКО на территории Хабаровского края в Зоне деятельности № 1, согласно конкурсной документации утвержденной распоряжением министра № 1168-р от 16.08.2021, победителем которого признано ООО «Хабавтотранс ДВ» с которым было заключено Соглашение от 19.10.2021.

Отличие:

В конкурсных документациях в расчете приведенной стоимости услуги по обращению с ТКО: Документация от 29.05.2020, суммарный объем НВВ составлял 14 799 110,09 тыс. руб., размер приведенной стоимости услуги: 13 314 660,22 тыс. руб., процентное соотношение: общий размер НВВ на 11,1% выше приведенной стоимости; Документация от 16.08.2021, суммарный объем НВВ составил 18 095 766,38 тыс. руб., размер приведенной стоимости услуги: 11 554 515,51 тыс. руб., процентное соотношение: общий размер НВВ на 56,6% выше приведенной стоимости.

При проведении второго конкурса объем расходов регионального оператора (НВВ) был значительно увеличен, для сравнения НВВ регионального оператора на 2022:

Документация от 29.05.2020, НВВ на 2022г. составляла: 1 144 009,86 тыс. руб.; Документация от 16.08.2021, НВВ на 2022г. составила: 1 355 335,75 тыс. руб.

Увеличение заложенных расходов (НВВ) регионального оператора на втором конкурсе в общей сумме составляет: 3, 296 млрд. руб., на 2022 год (первый год) увеличение на 211,323 млн. руб.

В соглашении с региональным оператором ООО «Хабавтотранс ДВ» указано только значение показателя, приведенной стоимости услуги по обращению с ТКО в отличие от соглашения, заключенного по результатам первого конкурса.

По результатам второго конкурса установлен более высокий тариф.

По результатам конкурса, на котором победителем было признано

ООО «ТСК ФЕСТ», постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 18.11.2020 г. N 35/9 для ООО «ТСК ФЕСТ» установлен тариф по обращению с ТКО на 2022 год в размере 5 110,08 руб. за тонну, исходя из НВВ на 2022 год в размере 1 082 484,5 тыс. руб. По результатам конкурса, в котором победителем признано

ООО «Хабавтотранс ДВ» постановлениями Комитета по ценам и тарифам Хабаровского края установлены тарифы по обращению с ТКО: от 07.04.2022 N 11/1 на 2022 год, исходя из НВВ на 2022 год в размере 1 355 335,75 тыс. руб., тариф 6 607,69 руб. за тонну; от 25.11.2022 № 47/104 на 2023 год, исходя из НВВ на 2023 год в размере 1 461 716,1 тыс. руб., тариф 7126,32 руб. за тонну.

В конкурсной документации от 16.08.2021 года было заложено значительное повышение размера расходов регионального оператора (НВВ) со второго — 2023 года на более чем 20%, что повлияло на установление завышенного тарифа на услугу по обращению с ТКО на 2023 год для ООО «Хабавтотранс ДВ».

В соответствии с п. 89 Постановления Правительства РФ от 30.05.2016 N 484 необходимая валовая выручка регионального оператора не может превышать прогнозную необходимую валовую выручку регионального оператора по организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, содержащуюся в заявке на участие в конкурсном отборе региональных операторов победителя такого конкурсного отбора на соответствующий год.

Таким образом прогнозируемый размер расходов регионального оператора установленный при проведении конкурсного отбора безусловно влияет на размер устанавливаемого в дальнейшем тарифа. В данном случае в конкурсной документации от 16.08.2021 в расчете приведенной стоимости установлен прогнозируемый размер расходов (НВВ) регионального оператора на второй 2023 год в размере 1 627 186,97 тыс. руб. (на более чем 20% выше НВВ первого года) (что соответствует заложенному максимальному размеру тарифа: 8 116,97 руб. за тонну).

Общий размер НВВ регионального оператора был увеличен на 2,693 млрд. руб., приведенная стоимость на 1,641 млрд. руб. 

При правильном учете расходов, размер НВВ на 2023 год составляет 1 335 657,10 тыс. руб., соответственно стоимость услуги по обращению с ТКО — 6 500,60 руб. за тонну.

Между тем постановлением Комитета по ценам и тарифам Хабаровского края от 25.11.2022 № 47/104 на 2023 год, приняты расходы регионального оператора в размере 1 461 716,1 тыс. руб. в соответствии с п. 89 Постановления Правительства РФ от 30.05.2016 N 484 в пределах завышенного размера НВВ, установленного в конкурсной документации, что привело к установлению завышенного тарифа в размере 7 126,32 руб. за тонну.

Завышенный размер расходов регионального оператора заложенный в конкурсной документации от 16.08.2021, позволил АО «Хабавтотранс ДВ» завысить другие расходы, в том числе на транспортирование ТКО.

Конкурсной документацией предусмотрено, что транспортные расходы при утверждении тарифа определяются по результатам проведения региональным оператором торгов на оказание транспортных услуг. Согласно п. 64 Постановления Правительства РФ от 03.11.2016 N 1133 условия проведения торгов должны соответствовать условиям Соглашения, заключенного с региональным оператором.

Таким образом начальная (максимальная) цена при проведении торгов на право заключения договора на оказание транспортных услуг должна соответствовать условиям Соглашения с региональным оператором.

При установлении тарифа для ООО «Хабавтотранс ДВ» транспортные расходы были приняты Комитетом по ценам и тарифам Хабаровского края в следующем размере: На 2022 год согласно проведенным АО «Хабавтотранс ДВ» электронным аукционам в 2022 году, в общем размере 984 376,3 тыс. руб.

Между тем, в конкурсной документации были заложены расходы на транспортирование ТКО на 2022 год – 888 871,00 руб. На 2023 год согласно проведенным АО «Хабавтотранс ДВ» электронным аукционам в 2022 году, индексированные на 2023 год, в общем размере 1 026 614 тыс. руб. Между тем, исходя из размера транспортных расходов, заложенных в конкурсной документации на первый – 2022 год в размере 888 871,00 руб., при индексировании на 2023 год (на 4% индекс роста потребительских цен), транспортные расходы не должны превышать 924 425,84 тыс. руб.

При проведении конкурсов по выбору региональных операторов на территории Хабаровского края в конкурсных документациях в расчетах приведенной стоимости не указывается развёрнутый состав заложенных расходов регионального оператора, включенных в необходимую валовую выручку.

Наличие статей расходов со значениями сумм, заложенных в НВВ регионального оператора по каждому году в расчете приведенной стоимости услуги регионального оператора по обращению с ТКО обеспечивает:

Открытость, прозрачность, процедуры выбора регионального оператора; 

Объективность и обоснованность оценки заявок участников конкурса, в которых также должен быть указан состав расходов, включенных в НВВ в расчете приведенной стоимости; Исключение возможности включения в НВВ скрытых, безосновательных расходов регионального оператора; Учет размера транспортных расходов указанного в заявке победителя конкурса по выбору регионального оператора, при определении начальной (максимальной) цены для торгов на право заключения договоров на оказание транспортных услуг, проводимых региональным оператором выигравшим конкурс; Установление законных, обоснованных тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, выигравшего конкурс.

При проведении конкурсов по выбору региональных операторов в других регионах России основные статьи расходов регионального оператора, включенные в НВВ в расчете приведенной стоимости, безусловно указываются в конкурсной документации.

На основании изложенного прошу провести контрольные (надзорные) мероприятия по вышеуказанным фактам, принять соответствующие меры реагирования.

Ответ прошу представить письменной форме.

Приложение:

1) Копии распоряжений № 692-р от 29.05.2020, № 1168-р от 16.08.2021;

2) Копии приложений № 10 к конкурсным документациям с расчетом приведенной стоимости;

3) Копии постановлений Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 18.11.2020 г. N 35/9, от 07.04.2022 N 11/1, от 25.11.2022 № 47/104;

4) Расчеты НВВ, приведенной стоимости;

Добавить комментарий