АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЛЖСКО-КАСПИЙСКОГО БАССЕЙНА

Данный обзорный материал получился благодаря принципиальной позиции сотрудников Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры и лично ее прокурору Александру  Илюшину и Волгоградскому межрайонному прокурору Сергею Прокофьеву.

Когда наша редакция и МРОО «Экологическая безопасность» в 2022 году была в командировке рыборазводных заводах на выпуске мальков осетровых рыб в Астраханской и Волгоградской области, то еще тогда у редакции возникли вопросы по эффективности работы рыборазводных предприятий по восстановлению численности осетра в реке Волга и Каспийском море и даже редакцией был написан материал « Что разводят в Астрахани Осетров или бюджет РФ».

http://www.chaspik41.ru/news/d1-87-d1-82-d0-be-d1-80-d0-b0-d0-b7-d0-b2-d0-be-d0-b4-d1-8f-d1-82-d0-b2-d0-b0-d1-81-d1-82-d1-80-d0-b0-d1-85-d0-b0-d0-bd-d0-b8-d0-be-d1-81-d0-b5-d1-82-d1-80-d0-be-d0-b2-d0-b8-d0-bb-d0-b8/

В мае 2023 года у редакции была встреча в Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуре,  в том числе и по указанной проблеме и вот что нам стало известно.

С 2021 года Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура, с учетом расширения территориальной компетенции, осуществляет природоохранный надзор на территории всех прикаспийских субъектов Российской Федерации.

Выполняя поставленную Генеральным прокурором Российской Федерации задачу Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой проанализированы актуальные проблемы охраны окружающей среды и использования природных ресурсов прикаспийских регионов.

Установлено, что за период с конца 90-х годов по настоящее время, в результате потребительской и безответственной эксплуатации водных ресурсов Волжско — Камского бассейна, произошла экологическая катастрофа. Годовой объем Волжского стока был перераспределен так, что 60 % воды сбрасывается через гидороагрегаты в осенне-зимний период. В период эксплуатации Волги с 30-х до 90-х годов зимой сбрасывалось не более 40 % годового Волжского стока, а в природных, естественных условиях зимой, до строительства гидроэлектростанций, текло не более 20 % воды.

Зимний попуск воды влечет крайне негативные последствия для всего Волжского бассейна и Каспийского моря, выразившиеся в обмелении и заиливании реки Волги, ее притоков и Волжских водохранилищ в летний период, катастрофической гибели рыбных запасов всех рек европейской части России и Каспийского моря (маловодье и недостаточность кислорода в воде), опустыниванию территорий, особенно нижней Волги. Как пример, происходящее сейчас осушение Волго-Ахтубинской поймы, гибель ее флоры и фауны. Данная проблема касается всех прикаспийских регионов, поскольку 80 % воды в Каспий поступает из Волги. На территории Волжского бассейна проживает 60 % населения России. На Волге и Каме расположено 11 водохранилищ, которые вместе с Каспийским морем образуют единую систему.

Самым ярким показателем экологических проблем Волги и Каспия является катастрофическое сокращение водных биоресурсов, за короткий 20 летний период, что создает реальную угрозу не только экологической, но и продовольственной безопасности России.

Результаты надзора позволили выявить основные причины ухудшения состояния рыбохозяйственной отрасли и вскрыть крайне негативную динамику. Даже уловы такого распространенного промыслового вида как вобла, составлявшие в середине прошлого века свыше 100 тысяч тонн, упали к 2021 году до 1 тысячи.

Катастрофическое положение сложилось с осетровыми видами рыб, которые всегда являлись одним из национальных богатств России.

Нами изучены труды признанных ученых рыбохозяйственной экологии и охране биологических ресурсов водоемов, советского и современного периодов, научные исследования отраслевых учреждений, проведены встречи с ведущими специалистами Волжско-Каспийского и Волгоградского филиалов Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии. Совместно с учеными состоялись выезды на нижневолжские нерестилища, рыбоводные заводы, гидросооружения.

Полученный материал послужил аналитической базой для проверки исполнения рыбоохранного законодательства, проведенной в 2022 году. Проблема сохранения биологического разнообразия обсуждена на координационном и межведомственных совещаниях, расширенном заседании коллегии с участием научного сообщества.

Достоверно установлено, что основной проблемой прикаспийских регионов является катастрофическое снижение запасов осетровых и иных видов рыб до критически низких значений. Так, за последние 30 лет численность осетровых снизилась с 90 до 8 миллионов экземпляров, а отдельные виды находятся на грани полного исчезновения.

Иллюстрируя масштабы проблемы, отмечаем, что если в 1990 году уловы осетровых составляли почти 12 тысяч тонн, функционировало 8 плавучих рыбоперерабатывающих завода, отгружалось на экспорт более 100 тонн икры, то уже через 10 лет добыто всего 470 тонн и экспортировано 25 тонн икры. А с 2000 года в России полностью прекращен промышленный вылов осетровых.

Даже численность популяции такого распространенного промыслового вида как вобла, добыча которой в середине прошлого века составляла свыше 100 тысяч тонн, оценивается как депрессивная. Уловы в Астраханской области с 1990-х годов к 2021 году упади с 20 до 1 тысячи тонн.

          Между тем в лучшие годы дельта Волги и Волго-Ахтубинская пойма с апреля по июль превращалась в сплошное мелководное «море» на десятках тысяч квадратных километров которого шел массовый нерест воблы, леща, осуществлялось хорошее пополнение их запасов и устойчивые уловы на многие сотни тысяч тонн, обеспечивая тем самым продовольственную безопасность страны.

Произошедший кризис обусловлен тем, что в 2021 году на нижневолжских естественных нерестилищах произведено всего 15,4 миллионов личинок осетровых, в основном стерляди, что эквивалентно нересту лишь нескольких сотен экземпляров производителей осетровых. Тогда как до 1990-х годов нерестилищ достигало 1,2 миллионов экземпляров осетровых, от которых появлялось более 900 миллионов личинок, главным образом севрюги и осетра. Личинок белуги не обнаруживают с 2009 года.

По расчетам специалистов для поддержания численности осетровых и сохранения естественного воспроизводства в Каспийском море необходимо ежегодно пропускать на места размножения не менее 200 тысяч самок осетра, 110 тысяч — севрюги и 2,5 тысяч — белуги.

Ничтожен вклад и искусственного воспроизводства в восстановление популяции осетровых. Так, 11 государственными рыбоводными заводами в 2021 г. в естественную среду обитания выпущено лишь 40 миллионов экземпляров, что эквивалентно участию в нересте единичных производителей (порядка 200 особей русского осетра, 25 — белуги, 8 — севрюги).

          Существующие объемы искусственного воспроизводства осетровых не только не могут обеспечить восстановление, но и сохранение видов, а также исключают оперативное восстановление их численности, поскольку ежегодно выпускается лишь 10% от количества, рекомендованного рыбохозяйственной наукой.

Даже при значительном увеличении объемов выпуска на восстановление естественной популяции белуги потребуется 50 лет, русского осетра — 20 лет, севрюги — 11 лет, поскольку научными исследованиями определено, что половозрелого возраста достигает лишь 1% выпущенной молоди.

Прокуратурой установлено, что фундаментальной причиной катастрофического снижения запасов рыб стало нарушение условий их естественного воспроизводства в Волге в результате ее зарегулирования Волжско-Камским каскадом ГЭС, изменившим внутригодовое распределение стока реки, в результате которого перестало обеспечиваться оптимальное обводнение нерестилищ.

При этом большая часть воды в Каспийское море поступает из реки Волга, которая отвечает за 80 % притока (реки Кура-Аракс — 6,3 %, Урал — 3 %, Терек — 2,5 %). Во многом Волга формирует и условия воспроизводства осетровых и иных видов рыб.

          После строительства Волгоградской плотины (1958 г.) сохранение генофонда проходных рыб стали обеспечивать только нерестилища, расположенные на коротком участке Волги протяженностью лишь 500 километров от Каспийского моря до плотины.

          В конце 20 века произошла деформация волжского стока, который был перераспределен так, что 60% воды сбрасывается через гидроагрегаты в осеннее-зимний период, а 40% в весенне-летний, в результате чего объёмы и сроки пропуска воды через плотины перестали обеспечивать оптимальное обводнение нерестилищ. Согласно выводам специалистов Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии рыбе элементарно не хватает воды, той самой которая сброшена в зимний период — до наступления сроков размножения рыб.

Зимний пропуск воды не только бесполезен с рыбохозяйственной точки зрения, но и влечёт крайне негативные последствия. Выше плотины происходит гибель кормовых ресурсов рыб в процессе осушения ложа водохранилищ, вымерзанием значительных площадей прибрежной зоны водоемов, что приводит к гибели кормовой базы рыб. Ниже плотины он вызывает потревоженность нерестилищ и зимовальных мест рыбы.

Более того, в новых условиях на коротких отрезках времени стали происходить резкие колебания уровня и скорости течения, чего не было до зарегулирования стока, вызывающие осушение мест нереста и гибель икры и молоди. Амплитуда колебаний уровня составляет 1,5-2 метра.

Вместе с тем еще до возникновения правил рыболовства существовали жесткие государственные и общинные ограничения запрещающие тревожить рыбу во время нереста вплоть до недопустимости посторонних шумов — колокольного звона, ударов весел о воду.

Наукой определены рекомендации по величинам и срокам оптимального стока воды через Волгоградскую плотину: продолжительность паводка должна доходить до 80 — 85 суток с момента наступления нерестовых температур и в любом случае составлять не менее 60 дней, колебания стока при этом не должны превышать 0,5 метров.

           Однако существующее регулирование работы ГЭС приводит к тому, что продолжительность половодья в отдельные годы (2006, 2011, 2015, 2019 гг.) опускается до 28 суток и в большинстве остальных случаев менее 60, за которые икра биологически не способна развиться до жизнеспособных стадий.

Таким образом, лишь тонкая настройка водного режима каскадов водохранилищ способна кардинально изменить ситуацию с восстановлением запасов водных биоресурсов. Необходимо переориентировать режим пропуска воды на Нижнюю Волгу с осенне- зимнего периода на весенне-летний.

Не отвечают существующим потребностям и объемы рыбохозяйственной мелиорации, призванной обеспечивать благоприятные условия для биоресурсов, путем расчистки водных объектов от иловых отложений, растительности и незаконных орудий лова.

Так, до 1992 года объемы работ по расчистке каналов-рыбоходов (дноуглублению) в Астраханской области достигали 13 миллионов кубических метров, а по итогам 2021 года составили лишь 1 миллион кубических метров.

Президентом Российской Федерации неоднократно давались поручения (от 22.09.2007 № Пр-1681, 17.08.2011 № Пр-2607, 16.08.2013 №Пр-1943, 06.06.2019 № Пр-1002) об оптимизации попусков воды через гидроузлы Волжско-Камского каскада в Нижнюю Волгу с учетом потребностей рыбного хозяйства.

Результаты анализа достоверно указывают на то, что без решительного государственного вмешательства вопрос сохранения Каспийских популяций осетровых видов рыб, восстановления экологического баланса прикаспийского региона и его продовольственной безопасности решить невозможно.

           В целях восстановления биоразнообразия прикаспийских регионов, предотвращения исчезновения ценных и особо ценных видов рыб назрела необходимость разработки и принятия государственных комплексных программ, нацеленных на спасение русского осетра, которые должны охватывать следующие основные направления:

  1. создание условий для возобновления естественного воспроизводства:
  2. формирование благоприятного водного режима за счет рационального использования водных ресурсов каскада в целях последующего перераспределения стока {успешное решение данной задачи позволит оптимизировать темпы естественного воспроизводства не только осетровых, но и частиковых видов рыб, увеличит их последующий промысловый возврат);
  3. расчистка каналов рыбоходов, создание условий для обводнения нерестилищ;
  4. обеспечение беспрепятственного прохода производителей к местам нереста путем тотального пресечения рыбного браконьерства на путях миграции водных биоресурсов;

формирование на базе Российской академии наук самостоятельного научно-исследовательского кластера по изучению проблемы сохранения осетровых, мониторингу состояния и функционирования экосистемы Каспийского моря по аналогии с существовавшим ранее Центральным научно-исследовательским институтом осетрового хозяйства;

  • проработка вопроса о создании в северной части Каспийского моря, дельте Волги и Волго-Ахтубинской пойме «заповедной зоны», режим которой позволит обеспечить оптимальные условия для развития рыбного хозяйства и рекреационной деятельности.

       2. искусственное воспроизводство осетровых видов рыб:

  • реконструкция осетровых заводов в целях увеличения производственных мощностей;
  • увеличение объемов искусственного воспроизводства осетровых видов рыб до рекомендованных рыбохозяйственной наукой значений;
  • формирование репродуктивного стада осетровых как на государственных, так и частных осетровых рыборазводных заводах для обеспечения искусственного воспроизводства, сохранения биоразнообразия популяции;
  • развитие товарного осетроводства (позволит снизить давление на популяцию осетровых в дикой природе)’,
  •       международное сотрудничество с прикаспийскими государствами:

разработка международной нормативно-правовой базы по рациональному использованию и сохранению природных ресурсов Каспийского моря с учетом его специфики и с акцентом на различные аспекты его устойчивого развития (существует необходимость вернуться и продолжить работу над доработкой с учетом современных реалий Модельного закона о сохранении осетровых рыб, их воспроизводстве, рациональном использовании и регулировании оборота продукции из них, принятого на двадцать третьем пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (Постановление № 23-16 от 17 апреля 2004 года).

  • нормативное закрепление с прикаспийскими государствами соразмерного участия в сохранении осетровых, включая временный запрет вылова осетровых для коммерческих целей, увеличение производительности рыборазводных заводов и, как следствие, увеличение выпуска молоди;
  • создание в странах региона национальных коллекций образцов осетровых из дикой природы и обеспечение официального обмена эталонными образцами осетровых между национальными и международными научными органами;

осуществление международного мониторинга состояния экосистемы Каспийского моря.

                   Ну и  также, по мнению редакции  и МРОО « Экологическая безопасность» необходимо срочное создание  так называемых  «Рыбохозяйственных заповедных  зон»  в местах нереста осетра, по аналогии  как сейчас создаются на Камчатке по лососевым видам рыб.

Свое личное мнение и оценочное суждение журналиста, основанное на имеющихся документах и материалах изложил  С.Мылов

Спасём ли ООПТ России от лесных пожаров???

В разгар пожароопасного сезона Минприроды подготовило проект очередного бессмысленного документа под названием План первоочередных мероприятий (дорожная карта) по повышению эффективности мер по охране лесов от пожаров на особо охраняемых природных территориях федерального значения. Предполагается, что после согласований с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти План утвердит вице-премьер Виктория Абрамченко.

Львиная доля его мероприятий — разработка нормативных правовых актов правительственного и ведомственного уровней: нормативы обеспеченности заповедников и нацпарков техникой и средствами пожаротушения; схемы применения наземных и авиационных сил пожаротушения; установление требований пожарной безопасности и содержания земельных участков, занятых зарослями камыша; методика исчисления вреда, причинённого возгораниями на непокрытых лесом участках; утверждение методических рекомендаций по подготовке ФГБУ, осуществляющих управление ООПТ федерального значения, к пожароопасному сезону.

Непонятно почему эти документы нельзя было разработать и принять раньше. Ведь для директора заповедного департамента Минприроды Ирины Макановой борьба с пожарами на ООПТ — приоритетная задача, над решением которой нужно было трудиться заблаговременно, а не в июне, когда заповедники и нацпарки вовсю полыхают.

При этом из реальной конкретики в проекте Плана — уже реализованныемероприятия: тренировки для сотрудников ООПТ, утверждение планов тушения лесных пожаров, а также заключение договоров с ФБУ «Авиалесоохрана» (сделано в марте 2023 года). Зачем нужно «подкладывать» на подпись вице-премьеру Абрамченко дорожную карту с перечнем того, что было сделано в текущем порядке, тоже неясно.

В проекте документа присутствуют пункты, предусматривающие выделение дополнительного финансирования на подготовку к пожароопасному сезону 2024-2025 годов. Правда,определить потребность по линии Минприроды не представляется возможным, поскольку подчинённые госпожи Макановой, видимо, в очередной раз ошиблись с нулями (в пункте 3.1 указана ежегодная сумма 1885977,7 млн рублей, то есть запросы исчисляются в триллионах!)

Управление делами Президента (нацпарк «Крымский») и ФСО (заказник «Завидово») подошли к делу гораздо профессиональнее: их дополнительные потребности на 2024 и 2025 годы составляют 1,1 млрд и 1,09 млрд рублей соответственно (на капитальные ремонты, наземное и авиационное патрулирование, оснащение противопожарных формирований).

К новости выше добавим, что Общественный совет при Рослесхозе официально пригласил на свое заседание 22 июня по теме пожаров представителей Департамента по ООПТ Минприроды, конкретно госпожу Маканову. Ответа нет. Будет ли кто-либо от данного Департамента на заседании послезавтра…

Текст скопирован с ТГ-канала: «Зеленый» змий

Загрязнитель не уйдёт от ответственности. «Волгоградская ГРЭС» заплатит 346 млн рублей за вред почвам.

Во время проверки мы выявили незаконное захламление территории Кировского района Волгограда отходами V класса опасности. По вине предприятия участок площадью почти 4 тыс. кв. метров оказался под завалами 14 тыс. кубометров мусора. Концентрация загрязняющих веществ в почве по ряду показателей значительно превышена. Но добровольно оплатить ущерб почвам руководство «Волгоградской ГРЭС» отказалось и решило оспорить наши требования. Рассмотрев материалы дела, суд встал на сторону Службы. Теперь наша задача — проконтролировать, чтобы средства были взысканы в полном объёме. Такие платежи сейчас окрашены и идут на восстановление окружающей среды, пострадавшей от безответственных действий природопользователей.

Текст скопирован с ТГ-канала: Светлана Радионова