Северная Двина — самая крупная река на Русском Севере. Лет 15 назад её можно было пройти от истока до устья на колесном пароходе. Сейчас же катера едва протискиваются, а то и садятся на мель. А началось все со времен СССР, когда люди не подумали об одном важном моменте.
Ездил недавно на Северную Двину и очень удивился, что творится на водных просторах. По Двине матушке теперь не ходит ни Заря, ни Метеор, ни колесный пароход. Изредка можно увидеть баржу с лесом да катера. Река сильно обмелела, для судоходства становится мало пригодной.
Северная Двина сильно обмелела
Почему же так вышло? Обмеление северных рек — это глобальная проблема. Вызвано оно многими факторами: от человеческих до климата. Основной фактор — это массовая вырубка леса еще со времен СССР. Лес рубили не только на Двине, но и на её притоках. Большие, малые, средние реки стали получать меньше воды, так как дожди и снега не задерживаются в почве, а уходят сразу в реку.
Прямо посредине реки мель
Еще добавилось массовое осушение болот. Тоже привет из СССР. Мелиорацию проводили очень активно, закопали тысячи километров труб в болотах и полях. В результате сейчас судоходство на соседних реках Пинега, Мезень, Вага ушло в прошлое. Очень мелко, суда не могут пройти. Двину еще мало-мало поддерживают в судоходном состоянии. Диву даешься, когда смотришь, какие кривули приходится выписывать баржам, чтобы пройти по фарватеру.
Буксиры редко ходят по Северной Двине
Сам сплавлялся по реке и регулярно натыкался на мель прямо посредине. Тут только на суднах с низкой осадкой идти, таких как колесный пароход или лодка ПВХ. Крайне мелко, меньше 10 см. В этом году было, как в 2010 во время очень жаркого лета. Уровень воды сильно упал. Единственное, что меня порадовало это возможность поснимать абстракции из песка. Вот, например, получилась то ли птица, то ли утка, то ли курица.
Вот это дно реки
Сказался на обмелении и молевой сплав. Во времена СССР активно сплавляли строевой лес. В результате берега и дно захламлялось топляками, намывало песок. Сейчас они зачастую торчат со дна реки и мешают лодкам. Не стоит забывать, что каждый год река размывает берег и в результате весь грунт оказывается на дне.
Судно чистит дно реки
Лет 15 назад можно было прокатиться по Двинским просторам из Архангельска в Котлас на колесном пароходе. Это самый настоящий колесник, который гребет колесами по бортам, а из трубы валит дым. Сейчас колесному пароходу «Н.В. Гоголь» исполнилось 110 лет. Ветерана уже не гоняют так далеко по Двинским просторам, а жаль. Это настоящий музей на воде и настоящее приключение.
Река обмелела очень сильно
Грузовые перевозки по воде оказались мало кому нужны, а пассажирские не выгодны. Дешевле все доставлять по дорогам. Судоходному руслу каждый год надо делать дноуглубительные работы, а это дорого. Сам видел машину один раз за поездку. Только странно, что он высыпал песок сразу в воду, а не на берег. Толку-то? Песок снова замоет фарватер.
Проводят дно углубительные работы
Интересно, а можно ли песок со дна реки использовать для строительства дорог? Ведь он идеальный по составу. Тогда можно решить сразу две проблемы. А вы знаете, что делать, чтобы реки перестали мелеть? В следующий раз расскажу чем удивила еще Северная Двина. Подписывайтесь, чтобы не пропустить.
Источник информации: Skazka_Travel