В 1991 году нефтегазовая компания Shell решила сбросить свои отходы в Атлантику. Да-да, вы не ослышались. Компания вывела из строя одну из своих платформ для хранения нефти и решила сделать морским жителям убийственный сюрприз – потопить её в Северном море. Удалось ли ей? Сейчас всё расскажем.

Где одна нефтеплатформа в море, там и 399

Ровно 50 лет назад британский нефтегазовый гигант Royal Dutch Shell обнаружил крупное месторождение нефти в Северном море. Недолго думая, компания построила там нефтяную платформу Brent Spar, плавучий резервуар высотой 147 метров, который вмещал в себя 300 тысяч баррелей нефти. Платформа отслужила 15 лет, после чего её вывели из строя.

В 1991 году Shell обратилась к правительству Великобритании, чтобы получить разрешение сбросить установку в Атлантический океан. Министерство энергетики полностью поддержало компанию.

Платформу решили потопить в 250 км от северо-западного побережья Шотландии на глубине 2500 метров.

Глубоководная утилизация, взрыв и затопление обошлось бы компании всего в 19 миллионов фунтов стерлингов. Альтернатива — демонтаж на суше — почти в два раза дороже, обошёлся бы в 41 миллион. Для Shell выбор был очевиден. Всего у компании в Северном море было около 400 таких объектов, которые, в конце концов, пришлось бы утилизировать точно так же. Утопив их в воде, компания стала бы инициатором экологической катастрофы невероятных масштабов, зато сэкономила около 8 миллиардов фунтов стерлингов.

План по затоплению Brent Spar в океане был представлен британскому правительству в качестве тестового варианта.

Куда смотрит Greenpeace?

«Битва» за Атлантику началась в декабре 1994 года. Greenpeace не мог проигнорировать тот факт, что Shell собирается использовать Атлантический океан как свою мусорную свалку, поэтому старался через суд отсрочить потопление Brent Spar. Суд экологическая организация проиграла, но собиралась продолжать добиваться безопасного демонтажа платформы на суше. Пришлось действовать решительно.

Сотрудники британского, французского и немецкого отделений Гринпис Гийс Тим, Реми Пармантье, Харальд Зиндлер и Эл Бейкер решили организовать операцию по оккупации платформы Brent Spar. В феврале 1995 года судно Greenpeace «Моби Дик», на котором находились более 24 активистов из 6 стран мира, отправилось к местоположению платформы.

Активисты Greenpeace вывесили баннер на заброшенной нефтяной установке Shell BRENT SPAR во время кампании против сброса нефтяных отходов в океан

Активисты Greenpeace вывесили баннер на заброшенной нефтяной установке Shell BRENT SPAR во время кампании против сброса нефтяных отходов в океан

Активисты подплыли к Brent Spar на надувных лодках и забрались на платформу, чтобы не дать закрепить на ней якорные цепи и отбуксировать к месту захоронения. Протестующих пытались прогнать с помощью водомётов. Активисты буквально рисковали жизнями, но спасатели на вертолётах подстраховали их.

В августе 2016 года была издана книга Photos That Changed the World (Prestel Books). В неё вошла фотография, запечатлевшая кампанию Гринпис против Brent Spar. 16 June 1995 © Greenpeace / David Sims

В августе 2016 года была издана книга Photos That Changed the World (Prestel Books). В неё вошла фотография, запечатлевшая кампанию Гринпис против Brent Spar. 16 June 1995 © Greenpeace / David Sims

Продавец альпинистского снаряжения Эрик Хейселааргийс участвовал в операции и фиксировал всё происходящее в своём дневнике:

15/06/95: «Эл, я и Харальд вылетим на вертолёте в пятницу утром. С первыми лучами солнца. Как мы собираемся это сделать со всеми этими водяными пушками, пока не ясно».

21/06/95: «Водяные пушки не дают нам приблизиться к платформе. Вертолёт подбит. Нас сильно качает. Это мой первый полёт на вертолёте. Все бледны и молчаливы. Мрачные лица».

«Мы в десяти метрах над вертолётной площадкой Brent Spar. Механик хочет, чтобы мы спрыгнули с этой высоты. Эл прыгает первым, потом я. Один из мешков с водой ударил Эла по голове. Он лежит лицом вниз на палубе. Я уже чувствую зудящую боль в пятках. Мы раскладываем на палубе два плаката: “Спасите наши моря” и “Greenpeace”. Фотография разошлась по всему миру».

Гринпис занимает нефтяную установку Shell, чтобы предотвратить утилизацию в Северном море © Greenpeace / Peter Thompson

Гринпис занимает нефтяную установку Shell, чтобы предотвратить утилизацию в Северном море © Greenpeace / Peter Thompson

«Мы берём всю воду и личные снаряжения под палубой на платформе. Находим сухую комнату. Вертолёт снова поднялся над нами, сбрасывая небольшие контейнеры, наполненные едой, спальными мешками и кухонными принадлежностями с высоты 50 метров. Большая часть вещей разбита вдребезги. Можно использовать только один из спальных мешков. Другой мокрый, весь в осколках стекла, фасоли и томатном соусе. Облом. Мои пятки начинают болеть от прыжка. Обезболивающие из аптечки первой помощи не помогают. Облом номер 2».

«Мы пытаемся снять колючую проволоку с перил и перетащить её на вертолётную палубу, чтобы помешать им приземлиться и забрать нас. Я перегибаюсь через перила со своими болторезами, и меня сбивает потоком воды. Вода везде и сразу. Тишина. Я держусь за колючую проволоку. Эла нет. Смыло. Это была преднамеренная попытка сбросить нас с платформы с помощью водомётов. Мы находимся в 50 метрах над океаном. Чувство, будто кто-то только что пытался меня убить».

«На следующий день в столовой не хватает трёх окон. Нас обдувает всеми ветрами. Вода теперь поступает в три комнаты, которые мы только что просушили».

«Сегодня нас обоих сбили на вертолётной палубе. Единственное, что удерживало нас от падения с обрыва, — это рулон колючей проволоки».

«Последний день: благодаря обезболивающим я хорошо спал большую часть ночей. Примерно в 18.00 я связался с Тимом по рации. Команда Greenpeace слушала всемирную службу Би-би-си, и мы были главной новостью в мире. Тим резко оборвал наш разговор. “Эрик, приготовься!” Внезапно я услышал крики».

«Снаружи водомёты перестали работать впервые за несколько недель. Тишина была жуткой. Слёзы радости. Мы несколько часов ждали официального подтверждения. Всё действительно закончилось».

Эти драматические сцены привлекли внимание огромной аудитории, а фотографии разлетелись по всем мировым СМИ.

Активисты Гринпис занимали платформу на протяжении трёх недель, чтобы взять пробы из резервуаров для хранения нефти. Учитывая 400 других загрязняющих сооружений, действующих в Северном море, Greenpeace полагал, что утилизация Brent Spar в океане создаст неприемлемый прецедент для будущего сброса токсичных веществ в морскую среду.

Акция на нефтяной платформе Brent Spar в Северном море, Северная Атлантика. Корабль Гринпис Моби Дик, 1995 год.

Акция на нефтяной платформе Brent Spar в Северном море, Северная Атлантика. Корабль Гринпис Моби Дик, 1995 год.

В мае активистов всё же заставили покинуть платформу, а Shell и британское правительство бросили вызов общественным настроениям и начали буксировку нефтяной платформы к месту захоронения. Реакция была моментальной: люди начали бойкотировать станции Shell, а демонстрации в поддержку Greenpeace вспыхнули по всей Европе. Только в Германии Shell потеряла около 50 % продаж.

Министерство окружающей среды Германии тоже протестовало против сброса отходов. На саммите G7 канцлер Германии Гельмут Коль публично выразил протест премьер-министру Великобритании Джону Мейджору. В июне 11 стран призвали к введению моратория на утилизацию морских установок. В конце концов, общественное давление оказалось слишком сильным для Shell: компания согласилась демонтировать и утилизировать платформу на суше. Экоактивисты и Гринпис победили.

Победа Гринпис

Shell остановилась на варианте повторного использования платформы. В 1998 году, Конвенция по защите морской среды Северо-Восточной Атлантики (ОСПАР) запретила сбрасывать нефтяные установки в Северное море. Shell объявила, что платформа Brent Spar будет очищена и использована в качестве фундамента для нового паромного терминала. Этого удалось добиться благодаря протестам Гринпис и мощной поддержке сторонников.

Акция против Brent Spar вошла в историю как классическая кампания Гринпис, которая действительно изменила поведение человечества в мире. В итоге 15 европейских стран подписали конвенцию, по которой вывод из эксплуатации нефтегазового оборудования должен проходить на суше. В 2003 году большая часть очищенной внешней оболочки Brent Spar стала основой для фундамента причала длиной 140 метров в норвежском порту Мекьярвика.

Платформа Brent Spar в норвежском фьорде готовится к очищению от токсичных остатков, чтобы стать фундаментом паромного терминала, Эрфьорд, Норвегия © Robbert Slagman / Greenpeace

Платформа Brent Spar в норвежском фьорде готовится к очищению от токсичных остатков, чтобы стать фундаментом паромного терминала, Эрфьорд, Норвегия © Robbert Slagman / Greenpeace

15 сентября Гринпис исполняется 50 лет

Глобальный Гринпис продолжает следить за тем, как выводятся из эксплуатации другие нефтяные платформы, а российское отделение разрабатывает меры, которые помогут нашей стране перейти на зелёные технологии и предотвратить повторение таких катастроф, как случились совсем недавно в Норильске, Краснодарском крае и Коми. Чтобы мы могли планировать свою работу на следующие годы, нам нужна ваша постоянная поддержка.

Подробнее: Greenpeace!

Добавить комментарий