Губернатор Камчатского края получил от ученых обращение с просьбой прекратить в регионе золотодобычу, которая наносит природе невосполнимый ущерб. Очевидно, что местным властям и контролирующим ведомствам предстоит серьезно взяться за защиту камчатской экологии, к тому же к жесткому контролю за соблюдением природоохранного законодательства призвал и глава страны Владимир Путин.
Не так давно Камчатка считала столпами развития своей экономики такие отрасли, как рыбодобыча, золотодобыча и туризм. Однако горнорудная промышленность стала выбиваться из этой тройки — этот сектор экономики приносит краю, скорее, проблемы, чем прибыль и плюсы. Золоторудные предприятия не соблюдают предписываемые им правила экологического законодательства, и на это уже обратили внимание и федеральные власти.
В прошлом году ситуацией заинтересовался полномочный представитель президента РФ на Дальнем Востоке Юрий Трутнев, итогом проверок стало лишение лицензии компании «Дальстрой», допустившей серьезнейшие нарушения. В этом году местным и федеральным властям придется прислушаться к президенту России Владимиру Путину, который в своем послании Федеральному собранию прямо сказал о необходимости «жесткого контроля» за соблюдением экологического законодательства, в том числе в регионах, и ответственности предприятий за игнорирование требований.
Глава государства потребовал от Росприроднадзора и других ведомств тщательно выполнять свои обязанности контролирующих ведомств. «Прошу ускорить принятие закона, который установит финансовую ответственность собственников предприятий за ликвидацию накопленного вреда, за рекультивацию промплощадок», — также заявил Путин.
На Камчатке продолжаются проверки золотодобывающих компаний. Росприроднадзор, по следам заявлений местных экологов, изучает деятельность компании «СиГМА». «Мы выяснили, что у компании «СиГМА» нет работающих очистных сооружений. Из 25 объектов введен в эксплуатацию был введен один. Золотодобытчики вообще не торопятся сооружать очистные объекты, ведь это большие затраты. Оставляют эту работу на потом – но потом уже не делают. Однако это противоречит закону. Любая горнодобывающая компания сначала обязана пройти все экологические экспертизы, продемонстрировать подготовку к добыче, а только потом приступать к деятельности», — отмечает Сергей Мылов, руководитель организации «Экологическая безопасность». «СиГМА» сейчас пытается устранять нарушения, но в различные ведомства направлены требования о приостановке лицензии этой компании.
Еще один постоянный нарушитель природоохранного законодательства на Камчатке — компания «Тревожное зарево» (ныне ТСГ «Асача»), управляющей компанией которой является британская Тrans-Siberian Gold (TSG). Хвостохранилища и пруды-отстойники компании переполнены, новые очистные сооружения не строятся, ядовитые отходы попадают в нерестовые реки. За свои нарушения «Тревожное зарево» многие годы получало штрафы по решениям судов. Как отмечает Сергей Мылов, «Тревожное зарево» тоже не обойдут вниманием проверяющие органы.
Компания нарушает и экологическое, и трудовое законодательство (недавно «Тревожное зарево» было оштрафовано более чем на полмиллиона рублей за гибель рабочих на руднике в январе 2021 года). При этом, как ни странно, демонстрируя такие нарушения на уже действующих своих рудниках («Асачинский ГОК»), «Тревожное зарево» заходит на новые месторождения, например, на «Родниковое». Как замечает Сергей Мылов, если бы чиновники в Москве не выдавали бездумно лицензии на добычу золота, а сначала изучали бы предполагаемую территорию разработки, бэкграунд компании, Камчатка не подвергалась бы такому ущербу. Работать на месторождениях должны только те компании, которые работают прозрачно и проходят все нужные экологические экспертизы, еще до ввода разработки в эксплуатацию. А не злостные нарушители, которым почему-то все сходит с рук. Губернатору Камчатки Владимиру Солодову и федеральным властям стоит задуматься, надо ли давать компании «Тревожное зарево», запятнавшей свое имя, годами проявляющей себя как организация, игнорирующая законы и не заботящаяся о камчатской природе, новое разрешение на работу на Родниковом месторождении.
Камчатка, пожалуй, наиболее богатый водными ресурсами регион страны, и почти 90% рек относятся к высшей категории рыбохозяйственного значения. А добыча золота на Камчатке идет именно в долинах ручьев и рек. Месторождение Асачинское, на котором работает «Тревожное зарево», — на ручьях Левый Асачинский, Семейный, Иреда на реке Асача, месторождение Родниковое той же компании – на реке Вилюча, «СиГМА» работает на Озерновском месторождении в бассейне рек Перевальная и Левая Озерная. Итог – истощение и деградация нерестовых рек, уход рыбы с Камчатки. Опасные загрязненные сточные воды отравляют местные экосистемы.
Между тем еще в 1995 году Россия ратифицировала Конвенцию по биологическому разнообразию, но фактически не соблюдает ее: загрязняемые нерестовые реки Камчатки как раз являются таким ценным местом обитания биоресурсов (лососевых). Все, что происходит сейчас с золотодобычей на Камчатке, уже основание к мораторию на горнопромышленную деятельность в крае. Об этом говорится и в письме, которое направили губернатору Камчатского края Владимиру Солодову заслуженные научные деятели России. Они требуют предельно ограничить добычу золота на Камчатке, которая наносит природе края невосполнимый ущерб. Авторами обращения выступили главный научный сотрудник Института вулканологии и сейсмологии ДВО РАН, доктор геолого-минералогических наук Иван Мелекесцев, академик РАЕН, главный научный сотрудник лаборатории постмагматических процессов Института вулканологии и сейсмологии ДВО РАН, доктор геолого-минералогических наук Геннадий Карпов, геолог, геоэколог Юрий Василевский, ихтиолог, биолог-охотовед А. Улатов, почвовед, начальник отдела государственной экологической экспертизы Камчатского территориального управления Минприроды России по Камчатской области и Корякскому автономному округу (Камчатприродресурс) в период с 2000 по 2005 гг. Н. Казаков.
«В устьях всех крупных лососевых рек стоят рыбоперерабатывающие предприятия, отведены рыболовные участки, участки для туристско-рекреационного и спортивного рыболовства. Горнопромышленная деятельность — угроза их экономическим интересам. При значительном накоплении техногенного воздействия и авариях произойдет не только деградация лососевых экосистем, но ухудшение всех экосистемных функций речных бассейнов», — отмечают авторы письма.
О серьезных нарушениях горнодобывающих камчатских компаний, в том числе «Тревожного зарева», говорится и в Отчете о научно-исследовательской работе (НИР) «Исследование состояния водных биологических ресурсов и среды их обитания в районах расположения участков недр, анализ влияния хозяйственной деятельности, разработка рекомендаций по снижению негативного воздействия (бассейны рек Вилюча, Паратунка, Мутная, Асача)». Этот документ, выпущенный специалистами КамчатНИРО (Камчатский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии), имеется в распоряжении редакции. Сотрудники института отмечают высокую биопродуктивность экосистем Камчатки, в частности, ее рек и ручьев по ценным видам лососевых рыб: кеты, нерки, чавычи, кижуча и других видов, в том числе внесенных в Красную книгу России.
При этом золоторудные месторождения на Камчатке расположены «преимущественно в верховьях высокопродуктивных лососевых рек, в зонах с высокой степенью опасности природных процессов», отмечают авторы отчета: «Большой объем атмосферных осадков, бурные паводки, высокое обводнение территории, интенсивная миграция подземных вод, высокая водонасыщенность и водопроницаемость горных пород, высокая степень лавинной и селевой опасности создают идеальные условия быстрого размывания и выноса в реки отходов из мест захоронения». Особенно опасна ситуация, когда отсутствуют защитные и очистные сооружения, и невозможно оперативно отреагировать на сброс загрязненных стоков в случае интенсивного размыва хвостохранилища.
Эксперты отмечают, что нельзя забывать о действии подземных вод и процессах внутри земной коры, ведь все это происходит в горной местности в сложных инженерно-геологических условиях. «Уничтожается почвенный покров, образуются техногенные отвалы, активизируются процессы эрозии. Нередко происходят аварии или вынужденные сбросы сточных вод с хвостохранилищ, прудов-отстойников, штолен и других техногенных объектов, что приводит к значительному загрязнению нижележащих водотоков с загрязнением рек токсичными веществами и минеральными взвесями», — подчеркивают сотрудники КамчатНИРО.
Кстати, подобные страшные последствия уже наблюдаются на реках Хабаровского края, Приморья и Приамурья – водные бассейны загрязняются, местные биоресурсы отравлены, животный и растительный мир гибнет. Камчатку ждет то же самое, если прямо сейчас не прекратить продолжающиеся нарушения со стороны золотодобытчиков. Уже сейчас лосося в реках края стало гораздо меньше – рыба не идет нереститься в мутную загрязненную химическими отходами воду. Как итог – из лесов уходит медведь и другой зверь, местные охотхозяйства сетуют на потерю интереса индивидуальных туристов к региону.
Опыт других стран показывает, как важно вовремя ставить заслон такому жестокому уничтожению природных богатств. В Китае и Монголии золотая лихорадка привела к загрязнению местных рек и изменению экосистем. Итог – наводнения в Китае, где старатели уничтожили леса, непригодная для питья вода в реках и угроза для пастбищ в Монголии. В Китае властям пришлось разработать программу по защите естественных лесов, здесь продолжают выдавать субсидии тем регионам, где строго охраняются леса и реки. Это стало для местных властей стимулом для того, чтобы убрать со своих территорий золотодобытчиков. В Монголии было создано “Объединенное движение рек и озер Монголии”, подписан закон “О запрете разведки и добычи полезных ископаемых в истоках рек, в водоохранных зонах и на лесных землях”, аннулировались лицензии на разведку и добычу. Позже в Монголии несколько раз объявляли моратории на выдачу новых лицензий — до тех пор, пока не устранятся нарушения на уже действующих рудниках.
Недаром и камчатская общественность, экологи, ученые годами борются против вопиющих нарушений со стороны золотодобытчиков. Сейчас с этим соглашается и местная власть: глава края Владимир Солодов уже не раз обращал внимание на то, что предприятиям, уничтожающие природу Камчатки, придется отвечать за свои действия. Авторы обращения к губернатору считают, что необходимо потребовать от горнодобывающих компаний соблюдения условий «ограниченного недропользования» и обеспечения экологически ответственной эксплуатации действующих предприятий (ГОК), а также нужно сформировать в крае эффективно работающую контрольно-надзорную систему. А пока, до решения данных вопросов, нужно прекратить продолжение выдачи лицензий на добычу золота на Камчатке.
Во всем мире все большее число компаний заявляет о приверженности принципам ESG (environmental, social, governance), базирующимся на трех китах — экологии, социальном развитии и корпоративном управлении. Для России этот год также должен стать прорывным с точки зрения устойчивого развития и экологии.
«На этом фоне действия золотодобывающих компаний на Камчатке, которые наносят тяжелый вред экологии этого необыкновенного с точки зрения чистоты и красоты природы региона, являются примером грубого нарушения принципов устойчивого развития. Это может привести к разрушению не только стоимости бизнесов и российской экономики, но и нашего общего дома — планеты Земля, — отмечает Екатерина Герус, финансист, эксперт в сфере устойчивого развития, основатель и главный эксперт агентства ESG Consulting. — В погоне за краткосрочной выгодой, игнорируя экологическое и трудовое законодательство, правила охраны природы и труда своих рабочих, золотодобывающие компании создают огромные риски для самих же себя, подрывают свою репутацию и повышают убытки в виде административных штрафов, нивелируя тем самым свои финансовые выгоды. Отрадно, что ситуация на Камчатке и другие подобные ситуации привлекли внимание нашего президента. Жесткая ответственность компаний за нарушение экологического законодательства могла бы стать действенной мерой для предотвращения подобных нарушений. Хочется надеяться, что эти меры и активная деятельность экологов повлияют на осознание бизнесом своей ответственности перед природой, людьми и страной, а также очевидных финансовых выгод трансформации в сторону устойчивого развития».
Источник информации: Сегодня.ру