Осташковский городской суд Тверской области в составе председательствующего федерального судьи А. И. Лебедева рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Осташкове Тверской области 4 июля 2018 года административное дело по административному иску Осташковской межрайонной природоохранной прокуратуры Тверской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Осташковского городского округа Тверской области об обязании ликвидировать несанкционированное размещение отходов,

УСТАНОВИЛ:

Осташковская межрайонная природоохранная прокуратура Тверской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратилась в суд с административным иском к Администрации Осташковского городского округа Тверской области об обязании ликвидировать несанкционированное размещение отходов.

Свои требования мотивировала тем, что по обращению Мылова С. А. по факту размещения несанкционированной свалки в районе д. Волоховщина Осташковского района Тверской области проведена выездная проверка с участием специалистов Осташковского отдела лесного хозяйства ГКУ «Осташковское лесничество Тверской области», представителя Управления Росприроднадзора по Тверской области, в ходе которой установлено, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения (земли запаса) в 140 м. южнее д. Волоховщина Осташковского района Тверской области, в 412 м. от водного объекта общего пользования – оз. Селигер расположена несанкционированная свалка из бытовых и строительных отходов (отходы жизнедеятельности граждан, проживающих в указанном населенном пункте – полиэтилен, металл, дерево, кирпич, бой стеклянной тары, пластмассовые бутылки, бумажные упаковки и др.), размером 20 м. х 3 м., размещенная на необорудованной площадке, на неизолированной от загрязнения почве.

Согласно п.7.14 Кодекса благоустройства территории МО «Мошенское сельское поселение», утвержденному решением Собрания депутатов от 22.05.2007 года № 33 (действующего в настоящее время), вывоз отбросов мусора разрешается производить только на городские свалки или места, специально отведенные органами местного самоуправления по согласованию с Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области.

В указанном населенном пункте, как и в целом на о. Хачин Осташковского района Тверской области, места, специально отведенные органами местного самоуправления по согласованию с Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области для сбора и вывоза мусора, не установлены.

В соответствии с п.3.1.1 Генеральной схемы санитарной очистки территории Мошенского сельского поселения содержание организованных мест складирования отходов ТБО и расположенных на них контейнеров, осуществляется силами Администрации Мошенского сельского поселения, правопреемником которой является Администрация Осташковского городского округа Тверской области. Транспортирование ТБО осуществляется специализированными перевозчиками на основании договоров.

Согласно выводам, содержащимся на странице 69 указанной Генеральной схемы, планово-регулярный централизованный вывоз ТБО от жизнедеятельности населения с территории Мошенского сельского поселения имеет место, однако важным аспектом является удаление отходов от временно-проживающего в летний сезон населения и туристов. Реализация системы сбора и удаления вышеуказанных отходов от временно проживающего населения и туристов не в полной мере, может являться причиной образования несанкционированных свалок и мест накопления отходов.

В результате бездействия органов местного самоуправления, выразившихся в отсутствии организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, в том числе не установление по согласованию с Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области мест для сбора и вывоза мусора, отходы от жизнедеятельности населения, проживающего в д. Волоховщина и других населенных пунктах в границах о. Хачин, складируются, как установлено проверкой, гражданами на указанной несанкционированной свалке, расположенной в 140 м. южнее д. Волоховщина Осташковского района Тверской области.

В целях устранения нарушения норм федерального законодательства 07.02.2018 года прокуратурой Главе Администрации Осташковского городского округа Тверской области внесено представление № 02-07/43-2018 об устранении нарушений.

06.03.2018 года из Администрации Осташковского городского округа Тверской области поступила информация о том, что представление рассмотрено, доводы, изложенные в нем, подтвердились.

При этом из ответа следовало, что вывоз бытовых отходов с о. Хачин невозможен по причине отсутствия ледовой переправы с о. Хачин на материк.

До настоящего времени нарушения федерального законодательства об отходах производства и потребления не устранены, несанкционированное размещение отходов не ликвидировано, требования административного истца о принятии мер к устранению выявленных нарушений административным ответчиком не исполнены, в связи с чем, на основании ст.42 Конституции РФ, ст.ст.7,10 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», п.24 ч.1 ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» бездействие Администрации Осташковского городского округа Тверской области считает незаконным.

В ходе проверки установить лиц, разместивших отходы на земельном участке, не представилось возможным, при этом данный земельный участок находится в границах муниципального образования, физическим и юридическим лицам на каком-либо виде права не предоставлялся, промышленные и иные предприятия, от деятельности которых образуются указанные виды отходов, на о. Хачин отсутствуют.

Таким образом, ликвидация несанкционированного размещения отходов возложена именно на административного ответчика.

Кроме этого, на основании решения Осташковского городского суда Тверской области от 28.07.2017 года, не обжалованного и вступившего в законную силу, в 2017 году несанкционированная свалка размером 35 м. х 9 м., расположенная в 100 м. южнее д. Волоховщина Осташковского района Тверской области, ликвидирована, но меры по организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории населенных пунктов д. Волоховщина, д. Ласкоревщина, д. Сальниковщина, д. Толстик, д. Хретень, расположенных на о. Хачин Осташковского района Тверской области, до настоящего времени не приняты, что привело к образованию новой несанкционированной свалки, расположенной в 40 м. от ликвидированной по решению суда.

Законом Тверской области от 17.04.2017 года № 27-ЗО «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав территории муниципального образования Тверской области «Осташковский район», путем объединения поселений и создании вновь образованного городского поселения с наделением его статусом городского округа и внесении изменений в отдельные законы Тверской области» создан и наделен статусом городского округа Осташковский городской округ.

В соответствии со ст.1 приведенного Закона организация деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории населенных пунктов д. Волоховщина, д. Ласкоревщина, д. Сальниковщина, д. Толстик, д. Хретень, расположенных на о. Хачин Осташковского района Тверской области, во исполнение решения Осташковского городского суда Тверской области в настоящее время как на правопреемника возложена на Осташковский городской округ Тверской области.

При этом территория несанкционированного размещения отходов, расположенная в 140 м. южнее д. Волоховщина Осташковского района Тверской области, не отвечает требованиям ч.1 ст.9, ч.ч.2,3 ст.36 Конституции РФ, ст.1 Земельного кодекса РФ, ст.4, п.п.1,2 ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.ст.1,13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», п.3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. «Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы».

В нарушение ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.24 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч.1 ст.10, п.4 ч.1 ст.11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Администрацией Осташковского городского округа Тверской области не принимаются достаточные меры, необходимые для соответствующего санитарного содержания территории и поддержания установленного вышеуказанными нормами порядка, в результате чего допущено образование несанкционированной свалки размером 20 м. х 3 м. на территории городского округа, влекущее за собой захламление и загрязнение земель, угрозу их деградации.

Причинами возникновения несанкционированного размещения бытовых отходов является как отсутствие организации на территории сельского поселения мест (площадок), предназначенных для сбора твердых коммунальных отходов, так и непринятие органом местного самоуправления мер по профилактике правонарушений в сфере загрязнения окружающей среды.

Не соблюдение органом местного самоуправления – Администрацией Осташковского городского округа Тверской области требований законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, об общих принципах организации местного самоуправления, нарушает гарантированные ст.42 Конституции РФ, ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» права жителей Осташковского городского округа, а также других граждан, посещающих указанный район, на благоприятную окружающую среду, в связи с чем, заявлены настоящие требования.

Определением Осташковского городского суда Тверской области от 21.06.2018 года по данному административному делу в качестве заинтересованного лица на стороне административного ответчика привлечено Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области – исполнительный орган государственной власти Тверской области, уполномоченный осуществлять государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения.

В судебном заседании представитель административного истца – заместитель Осташковского межрайонного природоохранного прокурора на основании доверенности Суворова Е. С. требования и изложенные в административном исковом заявлении обстоятельства поддержала, при этом просила обязать административного ответчика ликвидировать несанкционированное размещение отходов в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель административного ответчика – Администрации Осташковского городского округа Тверской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения уведомлен надлежащим образом, его явка в судебное заседание обязательной не признавалась, в связи с чем, дело на основании ч.6 ст.226 КАС РФ рассмотрено в отсутствие представителя административного ответчика. В предыдущем судебном заседании представитель административного ответчика на основании доверенности Колосова О. Г. в удовлетворении заявленных требований просила отказать по мотивам, изложенным в письменном отзыве (л.д.71-74), полагая, что Администрация Осташковского городского округа Тверской области не обладает полномочиями по ликвидации несанкционированной свалки на особо охраняемой природной территории регионального значения – о. Хачин, являющейся собственностью субъекта РФ и находящейся в ведении органов государственной власти субъекта РФ, поэтому расходование бюджетных средств на эти цели недопустимо.

Представитель заинтересованного лица – Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения уведомлен надлежащим образом, его явка в судебное заседание обязательной не признавалась, письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя, заявленные требования поддержал в полном объеме, в связи с чем, дело на основании ч.6 ст.226 КАС РФ рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав письменные доказательства, считает административные исковые требования Осташковской межрайонной природоохранной прокуратуры Тверской области обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В статье 46 Конституции РФ определено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее — орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Частью 4 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно ч.ч.8,9,11 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, — на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В статьях 42,58 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В силу ст.72 Конституции РФ природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Вышеуказанные конституционные положения нашли свое развитие в Федеральном законе от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в соответствии со ст.11 которого, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

В соответствии с п.24 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Как следует из п.п.2,6 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.

Согласно п.1 ст.21, п.1 ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

На основании ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов, в частности: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц.

Статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст.10 Федерального закона «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Судом установлено и не оспаривается административным ответчиком, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения (земли запаса), не предоставленном на каком-либо виде права кому-либо, в 140 метрах южнее д. Волоховщина Осташковского района Тверской области, расположенной на о. Хачин, в 412 метрах от водного объекта общего пользования – оз. Селигер, расположена несанкционированная свалка из бытовых и строительных отходов (отходы жизнедеятельности граждан, проживающих в указанном населенном пункте), размером 20 м. х 3 м., размещенная на необорудованной площадке, на неизолированной от загрязнения почве.

Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются актом от 30.01.2018 года проверки соблюдения Администрацией МО «Мошенское сельское поселение» требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды с фототаблицей, выкопировкой из материалов лесоустройства, на которых зафиксировано размещение твердых коммунальных отходов, собранных в полиэтиленовые пакеты и размещенных россыпью на почве, сообщением директора МКУ «Управление сельскими территориями» от 05.03.2018 года № 100 (л.д.30-37,44-46).

По результатам проведенной проверки 07.02.2018 года в адрес Администрации Осташковского городского округа Тверской области Осташковской межрайонной природоохранной внесено представление № 02-07/43-2018 об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления, причин и условий, им способствующим, с требованием принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений, а также недопущения совершения их в дальнейшем, на которое получен ответ о том, что произвести вывоз несанкционированной свалки с территории о. Хачин не представляется возможным, так как отсутствует ледовая дорога, отвечающая требованиям безопасности для проезда грузового транспорта, при этом проведение работ по ликвидации несанкционированной свалки предполагалось запланировать на период навигации, путем транспортировки мусороуборочной техники паромом (л.д.38-42,44-46).

Согласно п.2 ст.4, п.27 ст.9 Устава Осташковского городского округа Тверской области населенный пункт – д. Волоховщина входит в состав Осташковского городского округа. К вопросам местного значения Осташковского городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (л.д.130-140).

Таким образом, именно на орган местного самоуправления – Администрацию Осташковского городского округа Тверской области возложены полномочия по организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Кроме того, решением Осташковского городского суда Тверской области от 28.07.2017 года, вступившим в законную силу 05.09.2017 года, удовлетворен административный иск Осташковской межрайонной природоохранной прокуратуры, предъявленный в защиту интересов неопределенного круга лиц, признано незаконным бездействие Администрации МО «Мошенское сельское поселение», выразившееся в непринятии мер по организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории населенных пунктов МО «Мошенское сельское поселение»: д. Волоховщина, д. Ласкоревщина, д. Сальниковщина, д. Толстик, д. Хретень, расположенных на о. Хачин Осташковского района Тверской области. На Администрацию МО «Мошенское сельское поселение» возложена обязанность в срок до 01.11.2017 года организовать деятельность по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории вышеуказанных населенных пунктов МО «Мошенское сельское поселение», расположенных на о. Хачин Осташковского района Тверской области, путем определения соответствующих требованиям санитарных правил мест сбора (контейнерные площадки) с последующим удалением отходов в места их утилизации (полигон ТБО). Также на Администрацию МО «Мошенское сельское поселение» возложена обязанность в срок до 01.11.2017 года организовать мероприятия по ликвидации несанкционированного размещения отходов (отходы жизнедеятельности граждан, проживающих в указанном населенном пункте – полиэтилен, металл, дерево, кирпич, бой стеклянной тары, пластмассовые бутылки, бумажные упаковки и др.) размером 35 м. х 9 м., расположенного в 100 метрах южнее д. Волоховщина Мошенского сельского поселения Осташковского района Тверской области (л.д.49-54).

Вышеуказанное судебное решение Администрацией МО «Мошенское сельское поселение» в части ликвидации несанкционированного размещения отходов размером 35 м. х 9 м., расположенных в 100 м. южнее д. Волоховщина Мошенского сельского поселения Осташковского района Тверской области исполнено (л.д.55-64).

В обоснование возражений на заявленные требования административный ответчик – Администрация Осташковского городского округа Тверской области ссылается на то, что несанкционированная свалка в 140 м. южнее д. Волоховщина Осташковского района Тверской области расположена на территории о. Хачин, который является государственным природным заказником и включен в перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения Тверской области, которые в силу п.6 ст.2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации. На основании ст.9 Закона Тверской области от 08.12.2010 года № 108-ЗО «Об особо охраняемых природных территориях в Тверской области» финансирование расходов, связанных с созданием и обеспечением охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения, осуществляется за счет средств областного бюджета Тверской области, а также других предусмотренных законодательством источников. В связи с этим, у Администрации отсутствуют полномочия по ликвидации несанкционированной свалки на особо охраняемой природной территории о. Хачин, поэтому расходование бюджетных средств на эти цели недопустимо (л.д.71-74,76-79).

При этом данная позиция административного ответчика является необоснованной, так как противоречит вышеуказанным требованиям действующего федерального законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, об общих принципах организации местного самоуправления.

Бездействие Администрации Осташковского городского округа Тверской области по решению вопросов местного значения в части непринятия мер по организации мероприятий по ликвидации несанкционированного размещения отходов размером 20 м. х 3 м., расположенных в 140 м. южнее д. Волоховщина Осташковского района Тверской области в границах Осташковского городского округа Тверской области, нарушает права и законные интересы жителей Осташковского городского округа, других граждан, посещающих данный район, а также нарушает действующее природоохранное законодательство, которое гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания.

В соответствии с ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Согласно п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться: указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Поскольку вопрос организации мероприятий по ликвидации несанкционированного размещения отходов находится в компетенции Администрации Осташковского городского округа Тверской области, которая допускает нарушения федерального законодательства, суд считает необходимым административные исковые требования Осташковской межрайонной природоохранной прокуратуры удовлетворить, обязав административного ответчика организовать мероприятия по ликвидации несанкционированного размещения отходов (отходы жизнедеятельности граждан, проживающих в указанном населенном пункте) размером 20 м. х 3 м., расположенного в 140 м. южнее д. Волоховщина Осташковского района Тверской области в границах Осташковского городского округа Тверской области.

Также на основании п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ суд считает необходимым обязать Администрацию Осташковского городского округа Тверской области устранить вышеуказанные нарушения федерального законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, а также обязать Администрацию Осташковского городского округа Тверской области в течение одного месяца со дня истечения срока, предоставленного судом для устранения нарушений, сообщить об исполнении решения в Осташковский городской суд Тверской области и административному истцу – Осташковскую межрайонную природоохранную прокуратуру Тверской области.

На основании изложенного и руководствуясь ст.227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административный иск Осташковской межрайонной природоохранной прокуратуры Тверской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Осташковского городского округа Тверской области об обязании ликвидировать несанкционированное размещение отходов удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Осташковского городского округа Тверской области по непринятию мер по ликвидации несанкционированного размещения отходов размером 20 м. х 3 м., расположенных в 140 метрах южнее деревни Волоховщина Осташковского района Тверской области.

Обязать Администрацию Осташковского городского округа Тверской области организовать мероприятия по ликвидации несанкционированного размещения отходов (отходы жизнедеятельности граждан, проживающих в указанном населенном пункте) размером 20 м. х 3 м., расположенных в 140 метрах южнее деревни Волоховщина Осташковского района Тверской области в границах Осташковского городского округа Тверской области, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать Администрацию Осташковского городского округа Тверской области в течение одного месяца со дня истечения срока, предоставленного судом для устранения нарушений, сообщить об исполнении решения в Осташковский городской суд Тверской области и административному истцу – Осташковскую межрайонную природоохранную прокуратуру Тверской области.

Добавить комментарий