Ещё с дореволюционных времён и позже, во времена СССР, Ямаровка считалась лучшим курортом Сибири. Однако здравница не пережила перестройку и вместо общественного достояния стала дойной коровой для коммерсантов. Местные жители уверены – вопрос оздоровления населения не интересует ни инвестора, ни краевых властей. И теперь в одиночку бьются за сохранение месторождения и возвращение курорта.
Былая слава
Известнейший курорт Забайкалья не работает с 2002 года. Из того, что не растащили за 20 лет: купеческий дом и пара функционирующих корпусов – гостиница и бывший Дом культуры. В них проведён косметический ремонт за счёт средств нынешнего инвестора. Последний из сохранившихся купеческих домов пока в удовлетворительном состоянии, от остальных корпусов остался только фундамент.
На старых очистных сооружениях уже вырос лес. Здесь теперь работает только цех по розливу воды и гостиница, со слов сельчан, для своих.
Целебный источник, окружённый кедровником, местное население обнаружило в 1840 году. В 1850-е источник встретил первых больных и стал объектом внимания врачей. И уже в 1859 году на территории был построен первый домик купцом Синицыным. До конца XIX века частные лица успели настроить здесь десятки домов. В развитие курорта купцы вкладывали большие ресурсы.
Ямаровку сравнивали с Кисловодском с той лишь разницей, что это единственные в мире холодные углекислые воды, лечебные свойства источника оценили в Монголии, Китае и Японии.
Громкий успех Ямаровка имела в советское время, курорт стал круглогодичным – в первый зимний сезон в 50-х он принял почти 500 отдыхающих. Сюда ехали с заболеваниями ЖКТ, печени, почек, периферической нервной системы и лёгких. С улучшением и значительным улучшением здоровья выписывалось более 96 процентов человек – такие данные приводит Российское географическое общество (РГО). Местная жизнь развивалась вместе с курортом.
– Когда работал курорт, то и животноводство в округе, охотничьи хозяйства – всё вокруг жило, целая инфраструктура, – делится Геннадий Михайлов, много лет проживший в селе Ядрихино в семи километрах от Ямаровки.
1899 год. Бальнеологический и климатический курорт Ямаровка.Фото: сайт PastVu/Игорь Булыгин
В 90-х начался передел собственности, курорт был выведен из профсоюзов, и в итоге за бесценок здравница ушла «бизнесменам» Евгению Жарову и Константину Ключевскому. В основном они занимались распродажей имущества. В 2005 году оба были застрелены в криминальных разборках в Чите.
Сейчас лицензия на месторождение находится у группы компаний «Ямаровка», которой владеет предприниматель Вячеслав Черников. С местным населением они находятся в незатухающем конфликте.
Обогащающая вода
С коммерсантом, предприятие которого разливает ямаровскую воду в бутылки, жители Красночикойского района Забайкалья уже несколько лет борются за будущее Ямаровки. Сам он обозначил свои претензии в судебных исках. С 2018 года Черников пытается оформить землю бывшего курорта в собственность, основываясь на том, что ему уже принадлежат находящаяся на территории недвижимость и участок.
– Администрация Красночикойского района отказала нам в заявлении оформить землю в собственность. Мы выигрываем суд и снова подаём заявление о предоставлении в собственность земельного участка, они нам отказывают по другим основаниям. Мы это оспариваем. И когда опять обращаемся с требованием – они снова нам отказывают. И каждый раз у них всё новые и новые причины для отказа, – комментирует от лица Черникова юрист компании ООО «Ямаровка» Евгения Бородина.
Ответчик в лице представителей администрации района не сомневается, что с источником и тем более возрождением курорта можно будет попрощаться, стань земля собственностью истца. По словам районного депутата Александра Соснова, добыча воды ведётся с нарушениями.
– На протяжении 15 лет добыча ведётся насосами и с завышенным лимитом. Мы делали запрос в администрацию Черемховского поселения, получили информацию, что за месяц уходит 17 фур с водой, в среднем 20 тонн одна, – рассказывает Александр Соснов.
«Конкретного контроля за добычей воды нет. Мы с боем добились установления счётчика и неоднократно поднимали вопрос с краевыми властями, чтобы вести учёт, но по поводу мониторинга добычи воды нам ответили, что всё находится на самоконтроле».
Александр Соснов
депутат Красночикойского района
Кроме того, по его словам, в 2016–2017 годах для увеличения подачи воды на месторождении проводились пневмовзрывы скважины – хотя делать этого категорически нельзя. Своё отношение к земельному вопросу депутаты подкрепляют целым рядом аргументов, в том числе результатами проверок надзорных органов.
– Беру бутылки с собой, приезжаешь – а источник не бежит. Почему? Потому что перекрыто, вся вода уходит на разливочную линию. Потопчешься и уезжаешь. А были и такие нюансы – воду запустили после розлива, наливаешь её в бутылку, пробуешь, а это простая вода, там от Ямаровки уже ничего не осталось! Иногда она мутная, – рассказывает Геннадий Михайлов.
Несколько лет назад Черникову был продан участок курорта с условием восстановить оздоровительный комплекс. Эту сделку районные депутаты отказываются признавать: по их мнению, её провели с нарушением законодательства.
– Арендатор описывал стратегию на этот курорт, у него были намерения восстановить и сотовую связь, и освещение, и ФАПы, и детские учреждения на территории посёлка Ямаровка, под этот проект всё заводилось, – комментирует глава Черемховского поселения Красночикойского района Виктор Ковнер.
«Хорошо, если он выполнил пять процентов от того, что было обещано. А пока что всё ограничилось варварской добычей воды и её розливом».
Виктор Ковнер
глава Черемховского поселения Красночикойского района
Однако представители ООО «Ямаровка» не согласны с чиновниками. Они приводят в пример установленную детскую площадку и проведённый ремонт зданий. Меньше чем через месяц Ямаровка готовится принять первых отдыхающих.
– 1 июня мы открываемся как туристический комплекс. У нас для этого есть два здания с готовыми номерами. Есть столовая, детская площадка, мы расчистили терренкур. Всё готово для туристического посещения курорта – люди могут отдохнуть, сходить на источник, попить воды. Тур будет недорогой, чтобы все слои населения могли приехать, спрос уже есть, звонят не только забайкальцы, но уже из Иркутска, Новосибирска, даже из Москвы, – комментирует Бородина.
Представители компании объясняют: чтобы восстановить курорт, как об этом мечтают местные жители, необходимо оформление земли в собственность – тогда заработает и лечебница вместе с ванными корпусами. Вопрос аренды земли компания даже не рассматривает – «дорого». Там считают, что население и депутаты должны прекратить «втыкать им палки в колёса».
– Лицензия у нас федеральная. Для того чтобы эту скважину эксплуатировать, существует целый ряд нормативных документов, мы их строго придерживаемся. Согласно схеме, у нас зарегулирован дебит скважины (Объём добываемой воды. – τ.) на 35 кубов в сутки. Мы её не качаем, вода идёт самоизливом, поднимаясь под действием газов с глубины 260 метров. 35 кубических метров в сутки – это огромное количество воды, которое мы могли бы добывать, но нам так много не нужно. Мы в месяц меньше продаём, чем нам положено в сутки, – отметила представитель компании.
Особый статус
Весь ландшафт Ямаровки пропитан историей: здесь можно обнаружить элементы каптажа источника или мощёный камень – на тракте Хилок – Ямаровка, построенном австро-венгерскими военнопленными в начале XX века.
Чтобы сохранить это место, пока оно не исчезло, общественники и депутаты Красночикойского района добиваются создания здесь статуса особо охраняемой природной территории (ООПТ) – это уже контроль и охрана месторождения, а значит, первый шаг к возрождению курорта. Всё это уже не раз обсуждалось в правительственных кабинетах, но пока вопрос завис на этапе эколого-экономического обоснования.
1975 год. Лечебная минеральная вода курорта Ямаровка.Фото: Григорий Калачьян/ТАСС
Пока правительство Забайкалья не торопится с оценкой идеи создания ООПТ, мощную поддержку неравнодушные к судьбе курорта нашли в соседнем регионе. Бурятское отделение Русского географического общества получило грант Фонда культурных инициатив на 2 млн рублей – работа ученых посвящена проблеме восстановления курорта Ямаровка.
– Когда я в 2015 году туда приехал, я ахнул. Там все на дрова распиливают. Многие здания не сохранились, почему-то их на баланс как памятники архитектуры никто не поставил. Одна из важнейших задач на данный момент – придание статуса ООПТ регионального значения, создание природного парка «Ямаровка, – рассказывает секретарь Бурятского РГО Эдуард Батоцыренов.
«Курортная территория утеряла свой природоохранный статус, его исключили. Там сейчас горно-санитарная зона из-за источника».
Эдуард Батоцыренов
секретарь Бурятского РГО
Уже летом бурятские специалисты приедут в Ямаровку изучать месторождение и даже местную флору и фауну. На территории находятся краснокнижные растения и животные. Среди других задач – издание монографии и съёмки документального фильма, чтобы привлечь внимание. Но главное – подготовить материалы для научного обоснования создания ООПТ. Информацию учёные направят в министерство природных ресурсов Забайкальского края.
Однако на все эти старания у представителей ООО «Ямаровка» один ответ:
«Коротко и ясно – у нас лицензия, и пока она у нас есть до 2042 года, мы будем возражать против создания там ООПТ».
О необходимости создания особо статуса заявляют и по другой причине – большего масштаба. Компания «Разрезуголь», добывающая каменный уголь в Красночикойском районе, намерена построить технологическую дорогу рядом с Черемховским поселением. Ежедневно по ней будут ходить самосвалы с углём, из-за чего возникли опасения, что месторождению будет нанесён колоссальный урон.
– Компания планирует строить дорогу, которая пройдёт прямо за населёнными пунктами и затронет территорию ямаровских минеральных вод. Под негативное влияние попадут 12 населённых пунктов сразу двух районов. Это пыль, гарь и копоть. Всё это будет оседать, – отметил Александр Соснов.
Строительство дороги запланировано в связи с увеличением добычи угля для дальнейшего вывоза в Китай. Местные жители не исключают, что с вопросом особо охраняемой природной территории краевые власти не торопятся в том числе по этой причине. При реализации проекта угольщиков о создании природного парка «Ямаровка» можно будет забыть.
Источник информации: octagon