Два направления деятельности
В настоящее время развитие познавательного туризма для большинства особо охраняемых природных территорий становится приоритетной задачей. При этом территории попадают в весьма сложную ситуацию, по сути своей предполагающую сочетание двух взаимоисключающих направлений деятельности: сохранение природы в ненарушенном состоянии, с одной стороны, и неизбежное рекреационное воздействие на природные комплексы – с другой.
Компромисс оптимальный
Комплексный экологический мониторинг предполагает многолетний ежегодный контроль состояния биоиндикаторов на определенных площадях наблюдений, позволяющий судить о состоянии природного комплекса контролируемой территории в целом: о его биоразнообразии и межгодовой динамике состояния слагающих его сообществ. Основная схема комплексного экологического мониторинга состояния природной среды особо охраняемых природных территорий Свердловской области разработана специалистами Института экологии растений и животных Уральского отделения Российской академии наук. На особо охраняемых природных территориях контроль состояния биоиндикаторов и динамических процессов проводится на условно ненарушенных участках (в качестве контроля) и на рекреационных участках; сравнение полученных результатов позволяет оценить степень и характер изменений, происходящих при рекреационной нагрузке.
На территории Свердловской области создана разветвленная сеть особо охраняемых природных территорий: это и биосферные резерваты, заповедники, природные парки, заказники, лесные парки, памятники природы и т.д. К сожалению, лишь отдельные территории имеют категорию государственного бюджетного учреждения, что позволяет содержать необходимый штат специалистов, обеспечивающих сохранность природных комплексов при рациональной ее эксплуатации.
В заповедниках охраняемая территория закрыта для посещения, поэтому туристическая деятельность возможна только на специальных рекреационных участках охранных зон. Поскольку развитие туризма – дело новое и перспективное, обустраиваются такие участки с учетом необходимых требований и условий для поддержания оптимального природного баланса. Примером тому служит Висимский заповедник и обустроенная в его охранной зоне экологическая тропа. Подъем к смотровой площадке к гостевым ломикам оборудован специальной дорожкой, приподнятой над поверхностью почвенного покрова, ступеньки на крутых подъемах чередуются со смотровыми площадками, где можно отдохнуть и полюбоваться прекрасными видами. Более того, дорожка эта огибает стоящие на ее пути деревья, крупные камни, а при очень крутом подъеме снабжена перилами. Гостевые домики также связаны настилами и имеют все необходимые элементы комфорта, включая современные туалеты. Насколько нам известно, при таких условиях никому из посетителей и в голову не приходит сойти с тропы, разводить костры в неположенных местах, и, хочется верить, даже мусорить! Компромисс между охраной природы и развитием рекреации оптимальный!
В природных парках «Оленьи ручьи», «Река Чусовая», «Бажовские места», в природно-минералогическом заказнике «Режевской» положение более сложное, поскольку эти территории доступны для относительно свободного перемещения, и, к сожалению, далеко не все посетители согласны с правилами нахождения на этих территориях. И все же налаженная наглядная информация о состоянии и деятельности особо охраняемых природных территорий, о разработанных маршрутах, стоянках и смотровых площадках, постоянные рейды инспекторов, контролирующих состояние охраняемой территории, успешно обеспечивают сохранение природных комплексов.
Без статуса
Иное дело – особо охраняемые природные территории без статуса самостоятельных учреждений: памятники природы, большинство заказников. Государственное бюджетное Свердловской области «Дирекция по охране государственных зоологических и заказников, охотничьих животных Свердловской области» осуществляет охрану более 50 охотничьих и ландшафтных заказников и памятника природы «Юрьев Камень», общая площадь которых составляет более 900 тыс. га. При этом штат службы охраны чуть больше 30 человек!
Их постоянные рейды выявляют нарушения режима особой охраны заказников, такие как передвижение на авто- и мототранспорте, браконьерство, однако создавать какие-то условия для поддержания порядка на рекреационных участках у них просто не хватает ни сил, ни возможностей. Уникальные привлекательные природные объекты, несомненно, нуждающиеся в охране, никак не защищены от неконтролируемой антропогенной нагрузки. Ярким примером тому могут служить прибрежные участки заказников «Черноисточинский пруд с Ушковской канавой и прилегающими лесами», «Озеро Куртугуз с охранной зоной», ну и, конечно же, многие памятники природы, например, «Озеро Будки», «Чертово городище».
О Шарташском лесном парке пока говорить не будем: эта территория находится в стадии становления и более чем отягощена близостью к городу: нагрузка огромна, инфраструктура пока еще только создается. Хочется лишь пожелать при дальнейшем обустройстве парка сохранить участки прибрежно-кустарниковой растительности как места гнездования различных видов птиц, строго соблюдать рекомендации по озеленению территории, категорически исключая внесение агрессивных чужеродных видов растений, таких как клен американский, яблоня ягодная, не переборщить с созданием рекреационной инфраструктуры в целом и при этом не упустить естественные потребности отдыхающих (речь идет о тех самых туалетах, роль которых до сих пор выполняют заросли вдоль дорожек). Так хочется верить, что парк и в дальнейшем останется лесным!
Нельзя не упомянуть, что в еще большей степени подвержены негативному антропогенному воздействию природные территории и акватории без статуса особо охраняемых природных территорий, расположенные вблизи населенных пунктов. Отсутствие какой-либо рекреационной инфраструктуры, возможность свободного передвижения отдыхающих, бесконтрольное образование многочисленных троп, костровищ, стоянок автомашин ведет к обширному разрушению напочвенного покрова, нарушению естественного биоценотического разнообразия, распространению синантропных видов растений и агрессивных адвентивных видов.
Казалось бы, выход есть: для решения этой проблемы многие наиболее привлекательные участки отданы в аренду именно для создания рекреационных зон. И арендаторы следят за их состоянием, однако за границей арендованных участков положение природных комплексов нередко более чем плачевное: сплошная автостоянка, напочвенный покров вытоптан, подрост сломан, участки загрязнены «отходами» человеческой жизнедеятельности.
Экологический мониторинг
Начиная с 2012 года в рамках реализации областной программы комплексного экологического мониторинга состояния природной среды особо охраняемых природных территорий Свердловской области (Постановление Правительства Свердловской области от 03.08.2007 г. № 751-ПП «О порядке ведения мониторинга особо охраняемых природных территорий областного значения») группой специалистов Института экологии растений и животных УрО РАН осуществляются работы по оценке состояния природных комплексов особо охраняемых природных территорий. Исследования базируются на регулярном контроле состояния основных индикаторных объектов, позволяющих судить о состоянии природной среды в целом. Такими постоянными объектами наблюдений являются растительные сообщества, водные беспозвоночные, наземные беспозвоночные, население птиц и сообщество дереворазрушающих грибов. Наблюдения проводятся на постоянных пробных площадях, на трех контрольных, условно ненарушенных участках, и на трех – подверженных активной рекреационной нагрузке.
Растения чутко и в самый короткий временной отрезок реагируют на изменения природной среды в целом и в первую очередь – на присутствие человека. Именно поэтому в местах наиболее усиленной рекреационной нагрузки контроль проективного покрытия, наличия и обилия синантропных видов растений и видов, занесенных в Красные книги Российской Федерации и Свердловской области, осуществляется с особым, максимальным вниманием. Животные, обладающие подвижностью и имеющие достаточно большие индивидуальные участки, будучи более пластичными по отношению к конкретному месту обитания, страдают от присутствия человека в меньшей степени – они просто перебираются на иные участки.
Сравнение результатов наблюдений состояния малонарушенных природных участков и участков, подверженных активной рекреации, позволяют обнаружить происходящие изменения состояния природных комплексов на начальных этапах трансформации и адекватно оценивать уровень антропогенной нагрузки (допустимый или нежелательный конкретно для каждой территории) при дальнейшем развитии познавательного туризма и рекреации на той или иной особо охраняемых природных территорий. Результаты этих исследовательских работ позволяют разрабатывать рекомендации реабилитации территории, оптимизации дальнейшего использования ее при дальнейшем развитии туристической деятельности.
Следует отметить, что при развитой туристической инфраструктуре в таких особо охраняемых природных территориях, как природные парки, природно-минералогический заказник, биосферный резерват, участки, испытывающие негативное антропогенное воздействие, ярко выражены, однако очень четко ограничены. И уже на расстоянии около 100 метров от них природные комплексы могут быть отнесены к малонарушенным, где произрастают редкие виды растений, занесенные в Красные книги Свердловской области и РФ, свободно обитают многие птицы и звери, а муравьи строят свои обширные поселения. Дальнейшее распространение изменений, обусловленных присутствием человека, происходит медленно и постепенно, и прежде всего это связано с процессом расселения привнесенных человеком видов растений, вслед за которыми могут появляться и новые для этих участков виды животных. Процессы эти неизбежны и в определенной степени сопоставимы с естественной динамикой экосистем.
При отсутствии рекреационной инфраструктуры («дикие», неконтролируемые места отдыха) размеры участков, страдающих от присутствия человека, могут достигать весьма значительных размеров, при этом границы их не выражены, а площадь стремительно увеличивается, поскольку, замусорив и вытоптав одни участки, отдыхающие активно стремятся к другим, ненарушенным.
Подводя итог многолетним исследованиям состояния природной среды особо охраняемых природных территорий Свердловской области, мы можем говорить о следующем. При наличии специально созданной инфраструктуры существующая в настоящее время рекреационная нагрузка оказывает негативное влияние лишь непосредственно на рекреационных зонах и на окружающих их участках, размер которых чаще всего не превышает 100 метров, и вне рекреационных зон состояние природной среды особо охраняемых природных территорий может быть охарактеризовано как малонарушенное. И тем не менее, учитывая меняющуюся ситуацию, обусловленную пандемией и возрастающим вниманием к развитию внутреннего туризма, следует максимально пристально отслеживать состояние природных комплексов охраняемых территорий. И прежде всего, надо четко определить приоритетные направления деятельности: охрана природного комплекса (т.е. сохранение природных комплексов с учетом протекающих процессов) или развитие организованного туризма и отдыха населения. Компромисс между этими направлениями довольно несложно найти в «территориальной» части особо охраняемых природных территорий – создание качественной инфраструктуры и контроль за соблюдением установленных правил посещения в строго ограниченных рекреационных зонах (с нарушениями природных комплексов, с которыми надо смириться заранее)
Источник информации: Яндекс Дзен