Воспроизводство лесов – важнейшее направление лесохозяйственной деятельности и государственной политики в целом. Проверка Счетной палаты показала, что меры, принятые в последние годы в части лесовосстановления, позволили существенно улучшить ситуацию в этой сфере. Однако полностью восстановить баланс между потерями и воспроизводством «зеленых легких» страны пока не удалось.
«Темпы лесовосстановления за 5 лет выросли. По итогам 2020 года восстановлено 93,6% площади погибших и вырубленных в 2019 году лесных насаждений. Это на 31,8 процентных пункта больше, чем в 2016 году. Несмотря на такую позитивную динамику, площади ежегодного выбытия лесов превышают объемы лесовосстановления. В настоящее время общая площадь лесов, требующая восстановления, составляет 35,4 миллионов гектар», – привел на Коллегии данные аудитор Сергей Мамедов.
Возместить утрату лесного массива призван федеральный проект «Сохранение лесов». Однако анализ документа показал, что к моменту его завершения (конец 2024 г.) планируется восстановить только площадь лесов, погибших или вырубленных в 2022 году, а не все утраченные насаждения. Также в него не включены плановые результаты по созданию лесных питомников, что предусмотрено Стратегией развития лесного комплекса.
МамедовСергей Валерьевич«Выращивание посадочного материала лесных растений – один из важных этапов воспроизводства лесов. Однако мероприятия по созданию и эксплуатации лесных питомников не обеспечены финансированием, в том числе из-за того, что Минприроды и Рослесхоз не внесли соответствующие изменения в действующие нормативные акты».
Не обеспечены необходимым финансированием и положения Правил лесовосстановления, которые вступают в силу с 2022 года. Они, в частности, требуют от субъектов РФ довести до 20% площади искусственного и комбинированного лесовосстановления с использованием посадочного материала с закрытой корневой системой, так как она обеспечивает лучшую приживаемость растений. При этом 41% опрошенных Счетной палатой субъектов РФ отметили риски невыполнения указанных требований. Причины – высокая стоимость такого посадочного материала, отсутствие необходимой техники для проведения работ с ним и лесорастительные особенности ряда регионов. В связи с этим Счетная палата предлагает Минприроды учесть специфику регионов и скорректировать установленные в Правилах значения.
Доработки и утверждения, по мнению контрольного ведомства, требуют и другие нормативные акты в сфере лесовосстановления. В частности, Счетная палата предлагает утвердить порядок учета, обновления и использования семян лесных растений из федерального фонда, а также определить единый порядок приемки выполненных лесовосстановительных работ для арендаторов, осуществляющих заготовку древесины.
Помимо нормативных пробелов проведение работ по лесовосстановлению тормозят отсутствие актуальной информации о лесном фонде и недостаточное финансовое обеспечение переданных полномочий в области лесных отношений. Это подтверждают данные опроса, проведенного Счетной палатой в ходе проверки.
«Опрос регионов показал, что условия, необходимые для эффективного воспроизводства лесов, на федеральном и на региональном уровнях не созданы. Во-первых, отсутствует актуальная информация о лесах, необходимая для планирования мероприятий по их воспроизводству. По 84% площади лесного фонда данным уже больше 10 лет. Во-вторых, регионам не хватает средств на реализацию мероприятий по лесовосстановлению. По данным Рослесхоза, обеспеченность воспроизводства лесов финансированием из федерального бюджета составила в 2019 году 67% от заявленного субъектами Российской Федерации объема, в 2020 году – 82%», – озвучил аудитор.
Проверка также выявила различные нарушения и недостатки на общую сумму 127 млн рублей. Все они связаны с несоблюдением норм бюджетного и лесного законодательства. Так, Рослесхоз направлял бюджетные средства на выполнение государственных работ, не имея на это соответствующих полномочий. «Это серьезное нарушение, и, чтобы не допускать его в будущем, предлагаем предусмотреть соответствующие полномочия в Лесном кодексе», – отметил Сергей Мамедов.
Кроме того, в ряде случаев результаты проводимой с 2019 года инвентаризации фонда лесовосстановления не применялись как на федеральном, так и на региональном уровнях. «Это может повлечь неэффективное использование бюджетных средств, израсходованных в 2019 – 2021 годах, – констатировал аудитор. – Для исключения такого риска считаем целесообразным нормативно закрепить порядок использования результатов инвентаризации фонда лесовосстановления».
В Рослесхозе с выводами и предложениями Счетной палаты согласились и рассказали о планах по устранению выявленных недостатков и нарушений.
«У нас уже подготовлены проекты актов, которые связаны с порядком проведения работ по лесовосстановлению и лесоразведению. Они урегулируют вопросы, которые были сегодня озвучены в части приемки работ, применения посадочного материала по отдельным лесным районам. Что касается отсутствия достоверной информации о лесах, то с 1 января вступает в силу федеральный закон, предусматривающий передачу полномочий по лесоустройству на федеральный уровень», – сообщила на Коллегии замруководителя Агентства Анастасия Винокурова.