На совещании присутствовали: Осташковский межрайонный природоохранный прокурор Прокофьев С.С., помощник прокурора Рожков О.О., старший государственный инспектор отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Тверской области Терехов А.М., начальник отдела участковых уполномоченных полиции МО МВД РФ «Осташковский» Сергеев С.А., председатель МОО «Экологическая безопасность» Мылов С.А., и заместитель председателя МОО «Экологическая безопасность» по Тверской области Перелыгин С.Ю.
На повестке дня стояло обсуждение вопросов организации взаимодействия в нерестовый период весны 2018 года, мобилизации задействованных сил и средств.
Слушали Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Прокофьева С.С.
Осташковской межрайонной природоохранной прокуратурой в соответствии с приказом Волжского межрегионального природоохранного прокурора осуществляется надзор за исполнением природоохранного законодательства в Осташковском, Пеновском, Андреапольском, Ржевском, Зубцовском, Старицком, Селижаровском и Кувшиновском районах Тверской области, на территории водосбора Верхневолжских озер и верховья реки Волга.
Общая площадь поднадзорных районов составляет 2021621 га, из них земли водного фонда 65251 га. На указанной территории, согласно данных Росстата, проживает около 184338 человек, осуществляют свою деятельность более 470 средних и крупных, промышленных и сельскохозяйственных предприятий.
На поднадзорной Осташковской межрайонной природоохранной прокуратуры территории сформировано 15 рыбопромысловых участков. В Андреапольском районе (озеро Бросно, озеро Волкота, озеро Круглое). Осташковский район (озеро Белое, озеро Большое, озеро Дохлец, озеро Кривское. озеро Сабро, озеро Светлое, озеро Серменок), Пеновский район (озеро Витьбино, озеро Лопастица, озеро Ордоникольское, озеро Соблаго, озеро Трестино). Границы указанных выше рыбопромысловых участков установлены — вся акватория. Все участки сформированы в целях организации любительского и спортивного рыболовства.
На территории Селижаровского, Ржевского, Старицкого, Зубцовского, Кувшиновского районов Тверской области рыбопромысловые участки не сформированы.
Взаимодействие с органами Росрыболовства и правоохранительными органами при организации и проведении мероприятий по охране водных биологических ресурсов осуществляется на основании и в соответствии с постановлением Администрации Тверской области от 26.01.2010 № 19-па «О ежегодном ограничении использования маломерных судов под мотором на водоёмах Тверской области в период сроков запрета (ограничения) на добычу (вылов) водных биологических ресурсов» и вышеуказанным Соглашением.
Ежегодно, на период весеннего нереста рыб с 22 марта по 15 июня ограничивается движение всех маломерных судов под мотором (постановление Администрации Тверской области от 26.01.2010 № 19-на «О ежегодном ограничении использования маломерных судов под мотором на водоемах Тверской области в период сроков запрета (ограничения) на добычу (вылов) водных биоресурсов»).
В истекшем периоде 2018 года Осташковской межрайонной природоохранной прокуратурой выявлено 12 (2016 — 59, 2017 — 36) нарушений законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, внесено 5 (2016 — 24, 2017 — 11) представлений об устранении нарушений федерального законодательства, 0 (2016 — 10, 2017 — 3) должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности), принесено 0 (2016 — 3, 2017 — 0) протестов в порядке ст. 30.10 КоАП РФ, возбуждено 4 (2016 — 15, 2017 — 18) дела об административном правонарушении, в суд направлено 1 исковое заявление (2016-0, 2017-2).
ООПТ
На территории Осташковского и Пеновского районов расположены 5 особо охраняемых природных территорий, являющихся водными объектами. Эго такие водоемы как: озеро «Корякино» (Двинец); оз. Соблаго, Исток реки Западная Двина-Даугава (Пеновский район); оз. Стерж, расположенное на территории, как Осташковского, так и Пеновского районов; Собенские озера (Осташковский район).
Кроме того, особо охраняемые природные территории: государственные природные заказники «Остров Хачин», «Исток реки Волги», «Троеручица», государственный памятник природы «Остров Кличен» имеют в своих границах многочисленные водные объекты (озера, реки, ручьи), хозяйственная деятельность на которых ограничена их специальным режимом использования и особой охраны.
В соответствии со статьями 22, 24 Федерального закона «Об охране окружающее природной среды» государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
В силу статей 25,27 Федерального закона «Об охране окружающее природной среды» памятники природы — уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
Таким образом, незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов, совершенных на особо охраняемой природной территории квалифицируется как преступление, предусмотренное пунктом «г» части 1 статьи 256 Уголовного кодексе Российской Федерации, а не как административное правонарушение.
Следовательно, использование гражданином запретных орудий лова и наличии признака способа массового истребления водных биологических ресурсов на указанных водных объектах, расположенных в границах государственных памятниках природы «Озеро «Корякино» (Двипец); «Озеро Соблаго», «Исток реки Западная Двина-Даугава», «Озеро Сгерж». «Собенские озера», а также на водных объектах, расположенных на территории государственных природных заказниках «Остров Хачин», «Исток реки Волги», «Троеручица», государственном памятнике природы «Остров Кличен» является уголовно наказуемым деянием, требующего разрешения в порядке, установленном положениями Уголовно-процессуального кодекса РФ.
При рассмотрении таких материалов необходимо приобщать к ним нормативные правовые акты, паспорта, положения, устанавливающие статус и режим особой охраны ООПТ. При необходимости данные документы могут быть представлены природоохранной прокуратурой.
Слушали помощника Осташковского межрайонного природоохранного прокурора Рожкова О.О., который предложил, используя опыт предыдущих лет, организовать проведение мероприятий по охране ВБР путем создания межведомственных мобильных групп, координатором работы которых выступает руководитель группы из числа сотрудников Осташковской межрайонной природоохранной прокуратуры Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры. В состав групп входят представители правоохранительных и контролирующих органов, а также общественность. Рожков О.О., пояснил, что роль прокурора как руководителя межведомственной мобильной группы заключается в координации действий различных ведомств при проведении запланированных мероприятий по охране ВБР и исключении коррупционной составляющей при задержании уполномоченными органами лиц, занимающих влиятельные должности.
Кроме того, всем сотрудникам, входящих в состав мобильных групп, обратить внимание на незаконно строящиеся базы отдыха в водоохранной зоне, самовольно прорытые каналы, перекрытие доступа к водоёму, а также сброс сточных вод без очистки в водные объекты.
При наличии оснований, совместно с ТУ «Роспотребнадзор» по Тверской области, проводить совместные проверки баз отдыха на предмет выявления, как административных нарушений, так и уголовно-наказуемых деяний.
Ответственность за соблюдение техники безопасности при работе данных межведомственных мобильных групп лежит на лицах, управляющих самоходными плавсредствами.
При обсуждении указанных вопросов выступили участвующие в заседании лица. При этом позиция Осташковской межрайпрокуратуры поддержана, предложенные мероприятия по охране рыбных запасов от браконьерства согласованы.
Решили:
- Прокуратуре обеспечить координацию действий правоохранительных и контролирующих органов, а также осуществлять методическую помощь заинтересованным органам.
- Организовать совместные мероприятия по охране водных биоресурсов, выявлению и пресечению преступлений связанных с посягательствами на водные биоресурсы в течение периода запрета.
- В случае выявления нарушений в пределах ООПТ, информировать Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области, принципиально оценивать бездействие последнего.
- Провести профилактические мероприятия в местах стихийной торговли с целью выявления фактов реализации незаконно добытой рыбы, а также производство хранение или перевозка в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции не отвечающая требованиям безопасности и представляющая угрозу для населения.