Недавно в одном из камчатских телеграм-каналов появилась новость о том, что правительство региона до сих пор не расторгло соглашение с Всемирным фондом природы (WWF) – организацией, которая сначала попала в список иноагентов, а затем признана нежелательной в России. Документ подписан губернатором Камчатского края Владимиром Солодовым и директором Всемирного фонда природы Дмитрием Горшковым 11 декабря 2020 года. Соглашение действует 5 лет, а потом предполагает автоматическое продление.
На сайте kamgov.ru даже оказался размещен список членов экологического совета при губернаторе Камчатского края Владимира Солодова, среди участников которого – руководитель камчатского отделения WWF Сергей Рафанов. После появления публикации в соцсетях Рафанов из списка исчез, но судьба соглашения краевого правительства с признанной в России нежелательной экологической организации (читай – запрещенной) остается неизвестной.
Ситуацию прокомментировал руководитель МРОО «Экологическая безопасность» Сергей Мылов, который не раз обращал внимание на возникшую коллизию с действующим соглашением.
– Как вы относитесь к тому, что, несмотря на признание деятельности международной неправительственной организации WWF нежелательной в России, в Камчатском крае продолжает действовать соглашение, заключенное между правительством региона и Всемирным фондом дикой природы?
– Мне трудно понять позицию камчатского правительства. Ведь даже, когда 21 июня 2023 года Генпрокуратура России приняла решение о признании деятельности международной неправительственной организации WWF нежелательной на территории Российской Федерации и установила, что так называемая природоохранная и экопросветительская деятельность под руководством подданного Великобритании Н. Исделла фактически используется в качестве прикрытия для блокирования важных экономических проектов в России.
– О каких проектах идет речь?
– По данным Генпрокуратуры, под предлогом сохранения окружающей среды WWF пытался препятствовать промышленному освоению Арктики, природных ресурсов на приарктических территориях, разработке и легитимизации ограничений, способных послужить основанием для переноса трассы Северного морского пути в сторону исключительной экономической зоны США. Обратите внимание, какую активность фонд-иноагент развил на Чукотке.
За годы работы в России организация сформировала рейтинг экологической ответственности российских компаний в различных сферах, а также отраслевые рейтинги открытости экологической информации, в частности нефтегазовые, энергогенерирующие, горнодобывающие, металлургические. При этом формирование рейтингов ведется в соответствии с субъективными стандартами и критериями, разработанными WWF, который самостоятельно определяет предприятия, достойные получения «зеленого статуса». Складывается впечатление о меркантильных интересах так называемых экологов.
– Есть ли конкретные примеры негативной деятельности WWF?
– В нашей стране фонд продвигал различные сертификации. К примеру, сертификацию древесины и пиломатериалов по стандартам Лесного попечительского совета FSC. Это преподносилось как величайшее благо для российских промышленников, которое позволит им продавать древесину и пиломатериалы на международном рынке. Но с 8 апреля 2022 года Лесной попечительский Совет, после введения против России санкций, приостановил действие всех торговых сертификатов в нашей стране. Вот так западная экология тесно переплетается с политикой.
Сейчас вызывает вопрос экологическая сертификация рыбопродукции по стандартам MSC, которую также продвигал WWF и которую прошли несколько камчатских предприятий.
Кроме того, организация оказывала материальную и методическую поддержку российским некоммерческим организациям, включенным в реестр иностранных агентов: «Друзья Балтики», «Экологическая вахта Сахалина» и другим. Их сторонники привлекались к административной ответственности за участие в несогласованных акциях протеста, что выглядит уже как вмешательство во внутренние дела Российской Федерации.
– Как вы относитесь к деятельности международных экологических организаций на Камчатке, которые признаны иноагентами и нежелательными в России (Гринпис, WWF. Белона)? Сделали ли они что-то полезное для защиты региона?
– Знаете, я очень давно занимаюсь деятельностью по защите и сохранению уникальной природы Камчатского края и готов заявить, что их деятельность популистская. На мои постоянные вопросы к представителям этих организации показать хоть одно решение суда по их иску о прекращении экологической вредной деятельности на территории Камчатского края, они не смогли их показать. Их, видимо, просто нет. Зато побегать с плакатами и потом это все опубликовать в СМИ тут они первые!
– Как вы считаете, такие организации как WWF и Гринпис одинаково реагируют на экологические происшествия в России и за рубежом?
– Разумеется, нет. Для меня самый показательный пример – обращение МРОО «Экологическая безопасность» в Гринпис и WWF в феврале 2023 года. Мы направили в их российские офисы запрос, какие меры они собираются принимать по поводу химической катастрофы в штате Огайо США, будут ли выезды и другие мероприятия. В ответ нам написали, что не получали информации из США и ничего не планируют проводить. Налицо политика двойных стандартов! Как только что-то происходило в нашей стране реакция была совсем другая. Вспомните, так называемые «красные приливы» на Халактырском пляже и орудовавших на берегу гринпсовцев в костюмах химзащиты!
Хочется отметить, что после этого в мае 20023 года мы направили аналогичный запрос в офисы Гринпис и WWF в США, но они его проигнорировали. Вот вам и декларируемая открытость «зеленых».
– Некоторые экологи в нашей стране считают запрет Гринпис и WWF в России большой утратой. А как вы думаете, есть ли в нашей стране и конкретно на Камчатке экологические организации, которые могут стать достойной альтернативой признанными нежелательными в России WWF и Гринпис?
– Конечно, есть! Я положительно оцениваю запрет деятельности перечисленных международных НКО в России. В нашей стране хватает и своих специалистов и своих общественников. Да и, как показывает надзорная практика, у нас очень жесткое природоохранная законодательство. Только в прошлом году по искам нашей организации рассмотрено и удовлетворено судом несколько крупных исков о прекращение нарушения природоохранного законодательства России, а представлений прокуратуры по выявленным нами фактам уже несколько десятков, так что мы сами справимся в своей стране без их помощи.
– В газете «Час пик» сообщалось о том, что на Чукотке еще в 2022 году было расторгнуто аналогичное соглашение с WWF. С инициативой тогда выступили местные депутаты и активисты. Как вы считаете, не пора ли и Камчатке поставить окончательную точку в отношениях с этой нежелательной в России организацией?
– Действительно, на Чукотке и депутаты и правительство приняли, думаю, верное решение, еще не дожидаясь того, как WWF попадет в список нежелательных организаций. Аналогичное решение, считаю, и на Камчатке, да и на всем Дальнем Востоке надо принять. В нашем регионе, как и в России, сформировались свои экологические организации, которые готовы защищать природу и интересы своей страны, а не работать в интересах чужого государства.
МРОО «Экологическая безопасность» с марта 2023 года не может добиться ясного ответа от Губернатора Камчатского края Владимира Солодова, почему до настоящего времени официально не расторгнуто Соглашение Камчатского края от 11 декабря 2020 года с так называемым Всемирным фондом природы. Надеюсь, это все же будет сделано.
Редакция газеты « Россия .Час Пик».