Как гром среди более-менее ясного неба появился законопроект, который мы совсем не ждали.
Мы уже писали про введение госпошлин в обособленных спорах в делах о банкротстве (ссылка на нашу статью), однако, у нас тут может быть реформа калибром гораздо серьёзнее.
Законопроект, о котором мы говорим в этой статье, уже прошёл первое чтение, предполагает достаточно существенное повышение размера госпошлин при рассмотрении дел, как в арбитражных судах, так и в судах общей юрисдикции.
Встречайте, законопроект № 577665-8! (ссылка для ознакомления)
Сеять панику пока рано. Поправки в части увеличения пошлин появились при внесении законопроекта на второе чтение, поэтому, возможно, всё не так плохо, но нужно быть готовыми, иметь в виду, какие инициативы сейчас рассматриваются.
В настоящий момент размеры госпошлин при подаче исков/заявлений носят, хотя и для некоторых весьма существенный характер, но всё же не столь неподъемный.
Рассмотрим основные из планируемых изменений.
Имущественные иски, подлежащие оценке
Начнём с имущественных исков, подлежащих оценке (например, иски о взыскании денежных средств). В настоящий момент размер госпошлины по таким искам зависит от их цены:
- до 20 000 рублей — 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей;
- от 20 001 рубля до 100 000 рублей — 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей;
- от 100 001 рубля до 200 000 рублей — 3 200 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей;
- от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей — 5 200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200 000 рублей;
- свыше 1 000 000 рублей — 13 200 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1 000 000 рублей, но не более 60 000 рублей;
Законопроектом предлагаются следующие размеры пошлин для предъявления таких исков:
- до 100 000 рублей — 4000 рублей;
- от 100 001 рубля до 500 000 рублей — 4000 рублей плюс 4 процента суммы, превышающей 100 000 рублей;
- от 500 001 рубля до 1 000 000 рублей — 20 000 рублей плюс
2 процента суммы, превышающей 500 000 рублей; - от 1 000 001 рубля до 10 000 000 рублей — 30 000 рублей плюс
1 процент суммы, превышающей 1 000 000 рублей; - от 10 000 001 рубля до 50 000 000 рублей — 120 000 рублей плюс
0,5 процента суммы, превышающей 10 000 000 рублей; - свыше 50 000 000 рублей — 320 000 рублей плюс 0,2 процента суммы, превышающей 50 000 000 рублей.
Изменения предлагаются вполне себе ощутимые. Верхний предел размера в законопроекте вообще отсутствует, при этом, появляются нижние пределы.
Следующим образом выглядит положение для арбитражных судов.
Сейчас:
- до 100 000 рублей — 4 процента цены иска, но не менее 2 000 рублей;
- от 100 001 рубля до 200 000 рублей — 4 000 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 100 000 рублей;
- от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей — 7 000 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 200 000 рублей;
- от 1 000 001 рубля до 2 000 000 рублей — 23 000 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 1 000 000 рублей;
- свыше 2 000 000 рублей — 33 000 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 2 000 000 рублей, но не более 200 000 рублей;
Возможно, станет:
- до 100 000 рублей — 10 000 рублей;
- от 100 001 рубля до 1 000 000 рублей — 10 000 рублей
плюс 5 процентов суммы, превышающей 100 000 рублей; - от 1 000 001 рубля до 10 000 000 рублей — 55 000 рублей
плюс 3 процента суммы, превышающей 1 000 000 рублей; - от 10 000 001 рубля до 50 000 000 рублей — 325 000 рублей
плюс 1 процент суммы, превышающей 10 000 000 рублей; - свыше 50 000 000 рублей — 725 000 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 50 000 000 рублей.
Верхний предел также отсутствует.
Неимущественные требования
Государственная пошлина в России оплачивается в валюте РФ: в российских рублях*
Это иски, цену которых нельзя определить в денежном эквиваленте. Например, об устранении препятствий в пользовании недвижимой вещью.
В судах общей юрисдикции «классические» неимущественные требования, которые невозможно оценить, сейчас «стоят» 300 рублей для граждан, 6000 — для организаций.
Законопроектом предлагается увеличение до 5000 рублей и 20 000 рублей соответственно.
«Специальные» размеры устанавливаются, например, для исков о расторжении брака.
Сейчас для расторжения брака необходимо заплатить 600 рублей.
Размер пошлины в законопроекте за этот же иск — 5000 рублей.
Предлагаемый размер пошлины для подачи заявления о банкротстве граждан — 10 000 рублей (сейчас — 300 рублей), а для организаций — 100 000 рублей (сейчас — 6000 рублей)
По заявлениям об установлении фактов, имеющих юридическое значение в арбитражных судах — 30 000 рублей (сейчас — 3 000 рублей).
Более подробно — в законопроекте.
Новые государственные пошлины
Государственная пошлина в России оплачивается в валюте РФ: в российских рублях*
Законопроектом предлагается не только увеличение размеров уже предусмотренных законом пошлин за процессуальные действия, но и введение новых, которых раньше попросту не было.
Так, сейчас не предусмотрены пошлины для подачи заявления о правопреемстве. Законопроект предусматривает введение таких пошлин для судов общей юрисдикции в следующих размерах:
- для физических лиц — 3000 рублей;
- для организаций — 15 000 рублей.
В арбитражных судах:
- для физических лиц — 5000 рублей;
- для организаций — 25 000 рублей.
Особенно удивило введение госпошлин по заявлением об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок в судебных актах. За исправление ошибок, допущенных судьями, предлагается ввести пошлину в размере 5000 рублей.
Звучит абсурдно (учитывая, что в судах общей юрисдикции такое явление как опечатки можно встретить довольно часто, исходя из нашей практики).
Более того, напрашивается очевидный вопрос, который уместен, в том числе, и для профессиональных юристов: почему я должен платить за чужие ошибки?
Одно дело, когда ошибка допущена при расчетах в иске, из-за чего судья вынес судебный акт с ошибкой в расчетах. Хотя, будем откровенны, и в таком случае пошлина выглядит неуместной, в связи с тем, что процессуальным законодательством предполагается тщательный анализ судом материалов дела и размера требований, но когда опечатка допущена судом просто, потому что допущена (человеческий фактор, небрежность), обязанность оплачивать пошлину за такое действие выглядит совершенно ошеломляющей.
Обжалование судебных актов
Тут тоже всё выглядит весьма интересно.
В судах общей юрисдикции для подачи апелляционной жалобы сейчас установлены следующие размеры пошлин:
Апелляционная (кассационная) жалоба — 150 рублей для граждан, 3 000 рублей для организаций
Надзорная жалоба — 300 рублей для граждан, 6 000 рублей для организаций
Предлагается:
Апелляционная жалоба — 3 000 рублей для граждан, 15 000 рублей для организаций.
Кассационная жалоба — 5 000 рублей для граждан, 20 000 рублей для организаций.
Кассационная (надзорная) жалоба в Верховный Суд РФ — 7 000 рублей для граждан, 25 000 рублей для организаций.
В арбитражных судах всё обстоит ещё интереснее.
Сейчас:
Апелляционные и кассационные жалобы — 3 000 рублей.
Надзорная жалоба — 6 000 рублей.
Предлагается:
Апелляционная жалоба — 15 000 рублей для физлиц, 30 000 рублей для организаций.
Кассационная жалоба — 25 000 рублей для физлиц, 50 000 рублей для организаций.
Кассационная (надзорная) жалоба в Верховный Суд РФ — 40 000 рублей для физлиц, 80 000 рублей для организаций.
Итак. Планируемые изменения могут быть внесены в Налоговый кодекс РФ.
С полным текстом законопроекта и всеми предлагаемыми поправками можно ознакомиться на сайте Госдумы (дублируем ссылку на законопроект, нажмите для ознакомления, см. документы, представленные ко второму чтению*).
К такой инициативе конкретно мы относимся отрицательно.
Устанавливаемые законопроектом размеры пошлин чрезвычайно велики, на наш взгляд, существенным образом затруднят доступ к правосудию.
Отдельно хотелось бы отметить серьёзное повышение размера госпошлин для организаций, к которым относятся не только крупные корпорации, но и малый бизнес. Исходя из логики инициаторов законопроекта, получается, если истец (заявитель) — это юридическое лицо, значит, по всей видимости, оно заведомо может оплатить такую пошлину без значительного ущерба финансам, особенно в арбитражных судах, где размер пошлин и так выше.
Не стоит, конечно, забывать про механизм отсрочки оплаты госпошлины, однако, он бывает доступен не во всех случаях, и не должен использоваться в качестве механизма «в обход» оплаты пошлины, а только в тех случаях, когда документально подтверждено реальное отсутствие средств для оплаты.
Подозреваем, что количество таких заявлений вырастет крайне значительно, если поправки будут введены, при этом, механизм отсрочки практически никак законопроектом не корректируется.
Сеять панику, пожалуй, пока рано. Остаётся надеяться, что размеры пошлин будут серьёзно пересмотрены и скорректированы, и это всего лишь первая редакция, подготовленная ко второму чтению, ведь в ранее, в этом же законопроекте, вопрос о пошлинах, оплачиваемых при подаче исков (заявлений) в суд вообще не затрагивался.
Ожидаем дальнейших новостей, следующее заседание назначено на 23 июля
Источник информации: dzen.ru