В 2020 году под давлением общественности губернатор Камчатского края Солодов обратился в природоохранную прокуратуру и УВД для проведения проверки фактов нарушения законодательства во время золотодобычи у реки Быстрой в Елизовском районе. Внимание к проблеме изначально привлекли туроператоры, обнаружившие незаконные вырубки леса вдоль реки. К туроператорам присоединились неравнодушные общественники и представители ОНФ. Поскольку территориально проблема располагалась относительно близко к населенным пунктам и постоянно контролировалась, замолчать её не удалось. Появились материалы в СМИ, которые попали в руки представителю президента РФ Юрию Трутневу, который негодуя дал распоряжение выяснить каким образом получено разрешение на добычу золота в непосредственной близости с нерестовой рекой.
Прошло два года и на поверхность всплыла ещё одна проблема – гибель 3-х лососевых рек (Левтыринваям, Янытайлыгинваям, Ольховый) в бассейне р. Вывенка. Конечно же о существовании проблемы все, кому положено знали. Но в силу отдаленности (Олюторский район), малой доступности и отсутствия лишних глаз её (проблему) никто кроме общественных организаций и пары-тройки принципиальных специалистов, проблему предпочитали не замечать. В прессе информация об экологической катастрофе на реке Вывенка появилась буквально на днях. Да и то, краевой министр природных ресурсов вместо того, чтобы предпринять какие-то действия в защиту тех самых ресурсов, кинулся в писатели и родил труд (https://kam24.ru/news/article/20221110/93061.html ) ««Не так страшен черт, как те, кто его малюют». В своем «творчестве» министр, не взирая на материалы, изложенные в ежегодных докладах о состоянии окружающей среды в крае, усомнился в компетентности специалистов, обследовавших реку и в ценности самой реки: «Возьмем как пример Вывенку – а там кто-то ловит? А объективно вылов той же горбуши по годам смотрели?» https://kam24.ru/news/article/20221110/93061.html#.Of2Gi0BF.dpuf.
В докладах возглавляемого им министерства сотрудники, как оказалось, знают не только о горбуше. Поэтому роль реки Вывенка обозначена следующим образом: «В Олюторском районе в 2021 году наиболее массовый нерест горбуши отмечен в западной его части — рр. Авьяваям и Вывенка». Это что касается горбуши. Также из доклада: «В Карагинской подзоне основными водоемами воспроизводства чавычи являются наиболее крупные реки Олюторского района: Апука, Пахача, Вывенка и Авьяваям».
Министр витиевато пудрил мозги читателям информационного агентства и пытался обвинить всех инакомыслящих в попытках хайпануть на катастрофе: «Я не пытаюсь выступать адвокатом, я призываю к объективности и против огульной кампанейщины и хайпа с целью подогрева общественного мнения». (https://kam24.ru/Content/news/search?search=%D0%BD%D0%B5+%D1%82%D0%B0%D0%BA+%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%88%D0%B5%D0%BD#.rJv9KUE6.dpuf)
Но имея в руках рычаги влияния на СМИ общественным мнением манипулировать не сложно. Тем более, что под это подведена научная база. Так в материалах ХVII конференции 2016 г. «Сохранение биоразнообразия Камчатки и прилегающих морей», в разделе «Теоретические и методологические аспекты сохранения биоразнообразия», была опубликована презабавнейшая публикация, в которой авторы А. Р. Логачев, В. Г. Эльчапаров глубокомысленно рассуждают о смысле информирования общественности таким образом : «Считаем, что информация о размерах ущербов водным биоресурсам до того, как они будут определены в соответствии с установленным порядком (в том числе возможное судебное разбирательство), необъективна и даже вредна. Поскольку невозможно заранее предвидеть все обстоятельства, которые могут привести как к повышению, так и к понижению размера ущерба, а заявленные цифры будоражат и вводят в заблуждение надзорные органы и общественность».
Приятно осознавать, что специалистам рыбохозяйственного института не безразлично психологическое состояние жителей полуострова, но хочется верить, что заработную плату им начисляют не за это.
Понятия не имею дошли ли научные сотрудники до таких выводов своим умом или вышестоящее руководство им в этом помогло, но то, что именно их директриса Нина Юрьевна Шпигальская (далее НЮШа) в 2022 году попросту изъяла из доклада в прокуратуру блок информации, которая была необходима для расчета ущерба – факт. Изъятый блок практически со 100% гарантией позволял прокуратуре отказать в согласовании внеплановой проверки на АО КГД. Об этом я уже писал ранее (http://okbk.org/news/byt-li-rybohozyajstvennym-zapovednym-zonam-v-rossii/ ).
На основе имеющихся материалов в УВД края было подано заявление о наличии в действиях директора института (НЮШи) признаков преступления. Но, таковых краевое УВД не нашло и на том основании отказало в возбуждении уголовного дела. Удивительно, да!?
Нельзя, конечно, сказать, что ничего не делалось. К примеру, СВТУ по результатам внеплановой проверки ЗАО «Тревожное Зарево» (ныне ТСГ Асача) в далеком 2017 году были составлены большое количество актов, предписаний, постановлений, которые в последствие были обжалованы юристами предприятия. Как мы догадываемся, территориальное управление росрыболовства не располагает золотыми ресурсами. Да и с кадрами постоянный жуткий дефицит. Поэтому бороться на равных с экологическими террористами у государственной структуры не получается.
Мало того, что ни людей, ни денег на выполнение своих должностных функций у государственных чиновников не хватает, так, и чтобы попасть в отдаленные пункты для проверки деятельности предприятий, инспекторы всех ведомств (СВТУ, Росприроднадзор, прокуратуры и т.д.) вынуждены договариваться с руководством тех самых предприятий о способах их доставки, сроках и местах проведения проверки. Но это ещё не само унизительное. Ряд предприятий Камчатки решает проблемы с проверяющими следующим способом. Устанавливается пост охраны на путях подъезда и заворачивает восвояси всех любопытных. Чиновник нынче измельчал. Его никто не боится. Естественно, что особо рьяные проникнут на закрытую территорию, но после того, как бунтарей обяжут в течение 30 суток открыть проезд.
А к этому времени «либо осел умрёт, либо падишах», но смысла особого в проверке уж не будет.
Я не собираюсь оправдывать контролеров. Может показаться, что они сделали что могли, но это не совсем так. Сделали не государственные учреждения, а буквально единицы принципиальных специалистов, которые как обычно подвергаются гонениям. Так из СВТУ правдами и неправдами уволили инспектора наиболее рьяно пытавшегося контролировать деятельность «золотарей». В Камчатском филиале ВНИРО такой вообще, насколько я знаю, один, который на протяжении шести лет бьётся в гордом одиночестве с тугоголовым руководством. Остальные ведомства притихли и ждут либо разрешения, либо пинка от вышестоящего руководства на введение санкций к нарушителям экологического законодательства.
А в это время предприятием АО ТСГ Асача нарушается всё, что можно. Например, из последнего:
— Актом проверки Росприроднадзора от 30.04.2021 №3439/21-02 выявлены ряд нарушений;
— Постановлением СВТУ ФАР на АО «ТСГ Асача» наложен штраф в размере 350000 рублей;
— СВТУ ФАР направило в следственный комитет материалы для проверки наличия признаков преступления, предусмотренного статьей 358 УК РФ (экоцид);
— СВТУ ФАР направило в УМВД России по Камчатскому краю материалы для проверки наличия признаков преступления, предусмотренного статьей 250 УК РФ (загрязнение вод);
— камчатской природоохранной прокуратурой подтверждаются факты нарушения природоохранного законодательства при внесении изменений в проект освоения лесного участка. Доводы о нарушении АО «ТСГ Асача» законодательства при использовании ручья Иреда без необходимых согласований по результатам проверки нашли свое подтверждение;
— дальневосточным межрегиональным управлением Росприроднадзора подтверждено, что АО «ТСГ Асача» 1. Осуществляет деятельность с отступлением от проектной документации 2.Не выполняет обязанностей по предоставлению сведений по актуализации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду 3. Не выполняет требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы «Проекта…»
И это далеко не полный перечень выявленных нарушений в деятельности предприятия. Таким образом, мы понимаем, что все ведомства в той или иной степени вовлечены в процесс.
И только министр природных ресурсов и экологии Кумарьков, судьба которого не так радужна, как более удачливых представителей правительства края, отрабатывающих свои 30 сребреников на золотых рудниках, ничего не знает и только планирует проведение проверочных мероприятий!
Стоит пояснить, что приведённые выше факты предназначены не для демонстрации нашей осведомленности и не с целью «хайпануть» на трагедии, а с целью понуждения министра к исполнению своих прямых обязанностей.
Во избежание ответа министра о том, что входит в его полномочия, а что нет (любит он это разжевывать в соцсетях), привожу выдержку из ежегодного доклада министерства:
«В соответствии со статьей 20 Закона «О недрах» право пользования недрами может
быть досрочно прекращено, в том числе в случаях:
— возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей в результате
осуществления пользования недрами;
— нарушения пользователем недр условий лицензии на пользование недрами,
однократное несоблюдение которых в соответствии с такой лицензией является
основанием для досрочного прекращения права пользования недрами;
— систематического (два и более раза в течение четырех лет) нарушения условийпользования участком недр по лицензии на пользование недрами.
Разрешите (в порядке бреда) предположить, что предоставленных материалов хватит министерству чтобы хотя бы попытаться отозвать лицензию у предприятия. В качестве личной претензии могу озвучить свое недовольство организацией работы министерства. Неужели так трудно заготовить шаблонное письмо с просьбой (требованием) к контролирующим органам раз в полгода сообщать о фактах нарушения природоохранного законодательства, условий лицензий предприятиями, потенциально опасными для хрупкой Камчатской природы и населения?
Хотя, о чем это я? Проще ежегодно копировать предыдущий доклад об экологической обстановке изредка меняя цифры. Ну и почитать его хотя бы раз, чтобы соотнести объемы вылавливаемых тихоокеанских лососей и добываемых металлов.
Вишенкой на торте для всех без исключения контролеров и надзирателей станет информация об отсутствии у АО «ТСГ Асача» согласования на ведение хозяйственной деятельности в водоохранной зоне. Причем, нет его с 2018 года!!! Предприятие обращалось за получением такового, но в силу ряда причин ему отказывали. Какие были причины, надеюсь, рассказывать не нужно. Обращения за согласованием продолжались вплоть по 2021 год, но из-за того, что предприятие не устраняло выявленные нарушения каждый раз ему отказывали. В 2022 году, по всей видимости поняв, что и без согласования работается вполне комфортно, никто не стал просить его в СВТУ. Особым цинизмом пахнуло предложение чиновника узнать об устранении нарушений у АО «ТСГ Асача» «самостоятельно».
Может всё-таки, кто-то из надзирающих прикрикнет на контролирующих? Ведь простым смертным даже подъехать к водоему без согласования нельзя. Не говоря о том, что бизнес затеять. Сразу грозятся штраф до 400 тыс. рублей наложить.
Что вообще у нас в крае происходит? Может быть, действующий губернатор ответит? Не зря же он в своем интервью на видеоканале Масс-медиа поставил вопросы экологии на первое место.
Особо, впрочем, расслабляться не стоит. Приоритеты расставлять начинал ещё прежний губернатор Камчатского края Илюхин (https://www.eastrussia.ru/material/vef-9/ ). Где теперь тот Илюхин?
Меж тем, генеральная прокуратура уже озадачилась происходящим в крае. И в числе прочих поручений совещания рабочей группы по обеспечению соблюдения требований законодательства о рыболовстве, аквакультуре и сохранении водных биологических ресурсов на территории Дальневосточного федерального округа есть и такие:
Быть может посыл из прокуратуры услышит кто-то на местах?! Время покажет! Его осталось немного.
Свое личное мнении е и оценочное суждение журналиста ,
основанное на имеющихся документах и информации изложил .
Петрович.