Чтобы они могли торговать углеродными единицами

Unsplash

Рослесхоз предлагает разрешить сдавать компаниям в аренду участки для проведения лесоклиматических проектов, чтобы углеродные единицы, полученные в результате этих проектов, юридически считались их собственностью, и они могли получать с них прибыль. Чиновники считают эту меру стимулирующей бизнес к вложению средств в лесоклиматические проекты, а ученые говорят, что реформы — попытка заставить хозяйствующих субъектов участвовать в софинансировании традиционной лесохозяйственной деятельности, которая должна проводиться за счет государственных средств.

Рослесхоз готовит изменения в Лесной кодекс и 296-ФЗ о сокращении выбросов парниковых газов. На совещании, прошедшем в Минэкономразвития с участием представителей Рослесхоза, Минэкономразвития, Минприроды, представителей общественных организаций, чиновники предложили разрешить предпринимателям брать участки леса в аренду для реализации лесоклиматических проектов. Эта мера позволит определять границы участка физически, даст возможность компаниям выращивать на них лес, которые будут считаться их собственностью, чтобы затем получать с него углеродные единицы, продавать их и получать прибыль. «Нынешняя редакция Лесного кодекса и 296-ФЗ фактически не позволяет компаниям распоряжаться потенциальными углеродными единицами, поскольку участки, где будут развиваться лесоклиматические проекты, находятся на землях лесного фонда, он является госсобственностью, и все, что на этих землях будет выращено, формально тоже будет госсобственностью и не владеть, ни торговать углеродными единицами бизнес не вправе, пока государство не отредактирует Лесной кодекс. А когда этот пробел будет устранен, потенциальные углеродные единицы станут собственностью частных компаний. Эта мера, считают чиновники, должна простимулировать интерес бизнеса к лесоклиматическим проектам», — сообщил «Ведомости. Экологии» на условиях анонимности один из участников совещания.

В Рослесхозе «Ведомости. Экологии» подтвердили факт переговоров и работы над законопроектом. «Леса являются естественными поглотителями углерода, а лесной фонд – собственностью государства, поэтому климатические проекты, реализуемые на землях лесного фонда, имеют свою специфику. В связи с этим Рослесхозом подготовлены изменения в Лесной кодекс и 296-ФЗ, которые позволят заинтересованным компаниям реализовывать лесоклиматические проекты, получать углеродные единицы и тем самым уменьшить карбоновый след от своей деятельности. В Лесной кодекс Рослесхоз предложил добавить статью, которая будет регулировать особенности реализации лесоклиматических проектов на основе соглашений», — передал «Ведомости. Экологии» через пресс-службу Рослесхоза начальник управления науки и международного сотрудничества Рослесхоза Владимир Дмитриев.

Лесоклиматическими считаются проекты, реализуемые в лесном комплексе с последующим правом у компании продавать углеродные единицы, то есть, единицы сокращения выбросов парниковых газов. На прошлого днем саммите в Глазго Россия объявила о присоединении к климатической повестке, сделав ставку на декарбонизацию промышленных выбросов за счет лесов. Достижение углеродной нейтральности в России, согласно Низкоуглеродной стратегии ее развития, должны увеличиться с 535 млн тонн до 1,2 млрд т. Несмотря на то, что российские ученые уже заявляли, что эта цель слишком амбициозна, чиновники ищут способы ее достичь. Один из таких способов — увеличение поглощения парниковых газов, массовая посадка деревьев.

Как пояснили «Ведомости. Экологии» в Рослесхозе, ведомство предлагает более простую и гибкую правовую конструкцию для реализации лесоклиматических проектов на основе соглашения, которое заключается между уполномоченным органом власти и компанией–исполнителем проекта. Такое соглашение может заключаться как с предоставлением лесного участка, так и без предоставления. Если участок уже находится в аренде, то лесопользователь при заключении соглашения берет на себя обязательства по осуществлению на всей арендованной территории или ее части дополнительных мероприятий по лесовосстановлению, охране и защите лесов сверх тех, которые и так предусмотрены действующим договором аренды и проектом освоения лесов.

Понятно, что и на территории, которая не будет передаваться в аренду, в зачет пойдут только те мероприятия, которые не планируется реализовывать в рамках государственных контрактов или заданий. Возможен и вариант, при котором часть проекта будет осуществляться на арендованных лесных участках, а часть – на территории, которая не находится в аренде. В соглашении будут описаны границы проекта, взаимные обязательства исполнителя проекта и государства по выполнению мероприятий в установленном объеме, которые предусмотрены климатическим проектом, а также цель проекта – получение углеродных единиц.

Выигрывают обе стороны соглашения. Государство получает леса, в которых проведены дополнительные мероприятия по уходу, охране и восстановлению лесов. Компания — исполнитель проекта – углеродные единицы, которые после завершения процедур, уже предусмотренных 296-ФЗ, могут быть зачислены на ее счета.

Новый законопроект вряд ли в итоге положительно повлияет на климат и уменьшение выбросов парниковых газов, ведь он предполагает сдачу в аренду лесных участков с целью ухода за ними, ведь лесовосстановление, санитарные рубки и так являются обязанностью арендаторов лесов и государства и углеродные единицы, полученные с таких лесов, учету не подлежат, заявили «Ведомости. Экологии» в Центре по проблемам экологии и продуктивности лесов РАН (ЦЭПЛ). Законопроект предусматривает реализацию климатических соглашений на территории всех лесов России.

Вместе с тем, охрана защита и воспроизводство эксплуатационных и защитных лесов является прямой обязанностью государства, а в арендованных лесах – обязанностью арендатора. Климатические проекты должны носить дополнительный характер по производству углеродных единиц. Соответственно, учету будут подлежать только те единицы, которые будут вырабатываться в результате новых обязанностей у государства и у арендатора. Так, например, воспроизводство лесов на вырубках – это обязанность лесопользователя. А воспроизводство сгоревших лесов — обязанность государства, которая по закону не зависит от климатической деятельности. «Но этого законопроект не учитывает. В соответствии с предложенными новациями Лесного кодекса компаниям предлагается взять в аренду лес любого целевого назначения и выращивать его, причем за свой счет, что является ошибкой, так как реализовать полученные углеродные единицы будет нельзя. Государство надеется получить новые источники для обеспечения охраны и воспроизводства лесов. Но вряд ли эта мера поспособствует увеличению объема углеродных единиц для международного и внутреннего рынков. Лесоклиматические проекты могли бы быть реализованы в резервных лесах, которые по закону, относятся к неуправляемым лесам, то есть государство не несет за них ответстенности и лесохозяйственные мероприятия в них не проводятся. Где бы этот законопроект мог бы быть эффективным? В границах резервных неуправляемых лесов, а также на неиспользуемых землях сельхозназначения, площадь которых, составляет около 80 млн га. На этой категории земли любая лесохозяйственная деятельность будет считаться дополнительной и углеродные единицы можно будет продавать, в том числе и на международных рынках», — говорит «Ведомости. Экологии» ведущий научный сотрудник ЦЭПЛ Юрий Гагарин.

Новации в Лесной кодекс, не предусматривают право аренды лесных участков в целях получения инвесторами сертифицированных по международным или национальным стандартам углеродных единиц и фактически нацелены на введение в заблуждение бизнеса с целью попытаться заставить компании участвовать в софинансировании традиционной лесохозяйственной деятельности и, возможно, деятельности по адаптации лесов к изменениям климата, считают ученые из Института географии РАН. «Инвесторы не смогут получать в собственность углеродные единицы, монетизировать их и использовать для декарбонизации показателей своего бизнеса. В условиях падения интереса бизнеса к участию в лесоклиматических проектах в России, любой финансируемой из госбюджета деятельности по лесному хозяйству (госпрограмма по лесному хозяйству до 2030 и федеральный проект «Сохранение лесов» национального проекта «Экология») должна даваться оценка по влиянию на баланс углерода в лесах и соответствующие целевые показатели», — говорит руководитель Центра ответственного природопользования Института географии РАН Евгений Шварц.

Источник информации: www.vedomosti.ru

Добавить комментарий