В первом квартале 2022 года на Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Бирже было реализовано 1,483 млн кубометров лесоматериалов — на 21,3% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Существенный рост объёмов торгов в секции «Лес и стройматериалы» стал возможен в том числе благодаря изменениям в Лесном кодексе РФ: в соответствии с Федеральным законом от 02.07.2021 N0 304-ФЗ все государственные подведомственные учреждения с января этого года обязаны реализовывать лесоматериалы на организованных торгах.
Для чего это нужно государству и в чём преимущества такой схемы для непосредственных участников торгов — лесхозов и юридических лиц, выясняем вместе со старшим управляющим директором СПбМТСБ Алексеем Рыжиковым.
— Алексей Михайлович, с 1 января 2022 года для юридических лиц на бирже должна продаваться вся древесина, заготавливаемая государственными и муниципальными подведомственными учреждениями. Как будет отслеживаться достижение этого показателя?
— Отследить, на самом деле, достаточно просто. Ежегодно каждому подведомственному учреждению Рослесхоз доводит госзадание, из него приблизительно понятен объём заготовки, который должен быть произведён в текущем году. Дальше мы берём реестр договоров биржи, где отражаются все сделки, заключённые подведомственными учреждениями, и сравниваем показатели. Таким образом, мы понимаем, какой процент от доведённого госзадания реализован на бирже.
Точно так же можно наложить реестр биржевых договоров на данные ЛесЕГАИС и вычислить те сделки, которые подведомственные учреждения заключили в нарушение требований статьи 20 части 4 Лесного кодекса. С такими случаями Рослесхоз будет разбираться в индивидуальном порядке.
В настоящее время готовятся изменения в КоАП с целью установить штрафы за нарушение требования действующего законодательства по реализации древесины на бирже. Думаю, они будут приняты в весеннюю сессию Госдумы, в крайнем случае — в осеннюю. И тогда помимо административно-морального будет ещё и материальное наказание.
Полагаю, текущий год уйдёт на то, чтобы научить всех участников этого процесса работать в новой парадигме. И уже со следующего года ни у кого не будет возникать вопросов, связанных с целесообразностью перехода на биржевые торги и механизмом их проведения.
— Однако пока не все учреждения овладели этим механизмом. Есть ли какие-то курсы или онлайн-платформы, где специалистов могут этому обучить?
— Действительно, в некоторых регионах возникают сложности, поэтому было принято решение провести несколько совместных разъяснительных семинаров с участием представителей биржи и Рослесхоза. Подобные мероприятия мы уже проводили в прошлом году, всего их было организовано более 200 во всех регионах, в которых в 2021 году осуществлялась заготовка.
Мы подробно разъясняли механизмы реализации древесины государственными подведомственными учреждениями юридическим лицам через биржу с 2022 года. Поэтому говорить сегодня о том, что кто-то чего-то не знал или не понял, не совсем корректно.
Но чтобы закрепить эти знания, мы ещё раз проведём встречи во всех федеральных округах, где проходят такие сделки, и пригласим для участия в них представителей тех регионов, где процесс торговли древесиной через торги проходит наиболее успешно, чтобы они поделились своим опытом.
Такие учреждения уже получили возможность закупать новое оборудование, дроны для воздушного мониторинга лесов и транспортные средства на деньги, которые получают от реализации древесины через биржу. Если сравнивать с тем объёмом доходов, который они получали от её продажи ранее, то дельта весьма значительная: анализ показал, что прирост доходов составляет от 2 до 10 раз. Это показатели по итогам прошлого года, и сейчас они как минимум не ниже.
— Вы уже отчасти ответили на вопрос о том, в чём заключаются преимущества участия в биржевых торгах для продавцов, то есть лесхозов. А чем хорош этот механизм для покупателей —юридических лиц, и зачем это всё государству?
— Помимо роста доходов для государственных подведомственных учреждений, торгующих древесиной, есть и другие положительные моменты. Реализовывая продукцию на бирже, руководитель учреждения больше не должен отчитываться, почему он принимал решение, как продать древесину, кому и по какой цене, — режим биржевых торгов решает эту проблему за него.
За десятки лет взаимодействия между подведомственными учреждениями и юридическими лицами сложились определённые отношения — «дружественно-хозяйственные», назовём их так. Они не всегда способствовали лесхозам реализовывать свою продукцию с максимальной эффективностью. Благодаря биржевым торгам круг покупателей расширился, а поскольку участвуют они анонимно, то и влиять персонально на ход и результаты торгов возможности нет.
Соответственно, у налоговых органов не возникает вопросов к цене, по которой реализуется товар, поскольку сделка, заключённая на бирже, априори является рыночной в соответствии с нормами налогового кодекса. Государство же наконец получило доступ к реальным ценам, которые формируются в результате рыночного механизма, а не на основе данных опросов, которые отражают субъективные представления участников рынка о ценовой политике в отрасли.
Ранее иногда возникали абсурдные ситуации, когда цены на экспортируемые пиломатериалы в ряде пограничных пунктов оказывались ниже, чем на пиловочник. Сегодня же каждый участник этого процесса видит, по какой цене продаётся продукция из древесины в его регионе и в соседних. Эту информацию можно проанализировать и на основе полученных данных выстроить стратегию торгов на бирже, в том числе ценовую.
Эксперимент по торговле лесом через СПбМТСБ длится с 2013 года, в активную фазу он вступил в 2018 году. За это время подведомственные учреждения в тех регионах, которые принимали участие в этом эксперименте, показали положительную динамику по доходам от продажи лесоматериалов.
Поэтому на государственном уровне было принято решение обязать все подведомственные государственные и муниципальные учреждения использовать этот инструмент реализации древесины на внутреннем рынке, поскольку он безопасный, эффективный и удобный. Участник регистрируется на бирже и выставляет свой объём продукции на продажу.
А перед тем, как установить на неё цену, может посмотреть, по какой стоимости продают этот же товар другие участники рынка — эти данные есть на сайте биржи. В системе ЛесЕГАИС, кстати, их нет. И даже если изначально цена будет выставлена некорректная, всё равно в ходе торгов участники выведут её на рыночный уровень.
— Можно ли на основании торговли теми объёмами древесины, которые заготавливают лесхозы, формировать рыночные индикаторы цен на лесоматериалы?
— Исходя из практики работы биржи в других секторах, можно сделать вывод, что для формирования рыночных индикаторов необходимо, чтобы через торги проходила так называемая ликвидная масса товара — от 3 до 10% от общего объёма рынка. Если оценивать возможности государственных подведомственных учреждений в части заготовки древесины, то на них, по данным Рослесхоза и Минприроды РФ, приходится 10-12 млн кубометров в год.
Чтобы понять, какую долю они занимают от общего рынка, нужно знать объём лесозаготовки в стране. По данным того же Рослесхоза, в 2021 году в России заготовили 225 млн кубометров древесины, в 2020-м — 217 млн м3. Так что можно говорить о том, что на подведомственные учреждения приходится порядка 5% объёма рынка.
Этого достаточно для формирования ценовых индикаторов. Но чем больше будет участников биржевых торгов лесом, тем точнее будет этот показатель. Можно будет сравнивать биржевые и внебиржевые индикаторы, что даст более точную картину рынка древесины в целом.
— Вы упомянули ЛесЕГАИС, расскажите об опыте работы с этой системой сотрудников СПбМТСБ. Позволяет ли она выявить сделки, заключённые лесхозами в обход биржи?
— Опыт в целом положительный, проблем в работе с ЛесЕГАИС у нас нет. По результатам торгов древесиной за первый квартал 2022 года мы сформировали реестр сделок, по которым имелись подозрения в нарушении законодательства, и передали их Рослесхозу.
Также возникло несколько вопросов по продажам древесины подведомственными учреждениями физическим лицам для собственных нужд. В некоторых сделках фигурировали достаточно крупные объёмы, и мы передали данную информацию Рослесхозу с вопросом, насколько это правомерно.
— У пользователей ЛесЕГАИС возникает вопрос: если в системе отражаются все сделки с древесиной, то для чего коммерческим предприятиям регистрировать на бирже свои внебиржевые сделки?
— Действительно, вопрос о якобы дублировании информации поднимался уже не раз, и я ещё раз подробно постараюсь пояснить, почему на самом деле этого не происходит. Задача ЛесЕГАИС — обеспечить прослеживаемость происхождения и транспортировки древесины на территории РФ. И функционал системы по декларированию сделок основан именно на этом, поэтому в ней не отражаются цены и условия заключения договоров.
Что касается регистрации внебиржевых сделок, то это совсем другая история. Такой функционал есть на всех товарных рынках, будь то нефтепродукты, биоресурсы, энергоносители или другая категория. Благодаря этому формируется два индикатора — биржевой и внебиржевой.
В лесной промышленности речь идёт пока только о договорах, заключаемых в отношении круглых лесоматериалов в соответствии с двумя кодами ОКПД2 — 02.20.11 и 02.20.12, а объём древесины должен быть не менее 60 м3.
В чём здесь сложность? Только в том, что продавец, декларируя эту сделку, демонстрирует цену, по которой продаёт лес, всем участникам рынка, а также контролирующим органам. Здесь нет никаких скрытых схем, всё прозрачно и понятно, и многим это не нравится.
Противостояние неизбежно: вряд ли люди, за десятки лет привыкшие использовать государственную древесину для собственного обогащения, легко от этого откажутся. Пройдёт какое-то время, прежде чем все участники рынка начнут адекватно воспринимать ситуацию и поймут, что помимо серых схем есть другие способы зарабатывания денег. Главное, что мы идём по пути декриминализации отрасли.
К тому же никаких сложностей при регистрации внебиржевой сделки на бирже не возникает. Сделать это даже проще, чем в ЛесЕГАИС: там нужно заполнить 25 полей, а на сайте биржи только 15. Из них совпадают всего семь: наименование поставщика и его ИНН, наименование покупателя и его ИНН, наименование и количество товара, дата заключения сделки. Это базовые данные, без которых не обойтись, а все остальные поля отличаются, так что ни о каком дублировании речь не идёт.
— По мнению лесопользователей, биржевая торговля лесом идёт непросто ещё и потому, что древесина сложно поддаётся стандартизации. Как на сегодняшний день решена эта проблема?
— На самом деле, проблемы здесь нет. У нас в стране есть ГОСТы, есть коды ОКВЭД2 и ТН ВЭД. И когда мы описываем товар по всем трём системам стандартизации, странно говорить о том, что он не стандартизирован.
Помимо этого, стандартизируется размер лота, который всегда равен либо объёму машины, либо объёму вагона — в зависимости от способа поставки. Понятно, что одно бревно отличается от другого, и доски никогда не бывают одинаковыми — на одной сучков может быть больше, чем на другой, и т.п. Всё это вполне поддается стандартизации.
Мы достаточно долго сопротивлялись, но в конце концов ввели на бирже торговые инструменты древесины, сертифицированной FSC. До недавнего времени лесопользователи верили, что это их проходной билет в Европу. Теперь этот билет недействителен. Но разве что-то поменялось на арендуемом лесном участке, который был сертифицирован и где была заготовлена эта древесина? Нет. Изменились структура и качество самой древесины?
Тоже нет. На мой взгляд, стандарт есть стандарт, он должен действовать всегда. Сейчас вся древесина в России декларируется в ЛесЕГАИС, всё легально, и нет никаких вопросов ни к происхождению товара, ни к его качеству — всё это описано в системе.
Что касается нелегальной древесины, то ещё есть несколько источников её происхождения, но они известны и в скором времени тоже будут перекрыты.
Речь идёт о продукции, реализуемой в рамках сделок по статьям 43 «Использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых» и 46 «Использование лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов» Лесного кодекса РФ.
Большая часть древесины, заготовленной в ходе прокладки линейных объектов или освоения объектов геологоразведки, к моменту проведения аукциона теряет свои качества и становится не тем, что указано в отчётных документах. В результате на торгах покупатель фактически приобретает не саму древесину, а документ на неё.
Имея на руках такой документ, можно аналогичную древесину, срубленную где угодно, погрузить и вывезти в любом направлении. Над решением этой проблемы работают сегодня и Минприроды, и Рослесхоз, и Госдума, и Росимущество. Это единственное «тёмное пятно», остальные каналы нелегального оборота древесины успешно ликвидировала ЛесЕГАИС с теми поправками, которые были выполнены в рамках реализации Федерального закона от 04.02.2021 N0 3-ФЗ.
— По логике, следующим этапом должно стать введение обязательной торговли лесоматериалами через биржу для арендаторов лесных участков, тем более что с такой инициативой выступила Федеральная антимонопольная служба. Как Вы оцениваете перспективы этого проекта?
— Пока что я не вижу конкретных шагов в этом направлении, но в целом логика верна. С учётом того, что российские лесопромышленники в нынешних условиях не могут экспортировать свою продукцию в северо-западном направлении, есть смысл попробовать реализовать эту древесину на бирже, где уже сформирован достаточно большой пул потребителей в разных регионах страны. Недавно предприниматели с Дальнего Востока провели сделки с покупателями в Сибири — продали лес на переработку, поскольку собственных мощностей не хватило.
Биржевые торги лесом могут стать тем инструментом, который поможет лесопромышленникам в текущей ситуации. Главное — не бояться публичности. В моём понимании сами предприниматели должны быть в этом заинтересованы в первую очередь, ведь они вкладываются в производство продукции, и логично, что они захотят продать её максимально выгодно.
На мой взгляд, тормозят этот процесс не руководители, а менеджеры среднего звена, которые занимаются поставками, планированием и транслируют руководству своё видение уровня спроса и предложения на продукцию, а соответственно, и ценовой политики. Думаю, собственникам бизнеса пора посмотреть на мир шире, не ограничиваясь кругозором своих менеджеров. Биржевые торги — это ещё один шаг в сторону цивилизованного рынка.
Для справки:
С начала 2022 года древесину на Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Бирже реализуют предприятия 27 регионов РФ. Общее количество участников торгов — более 1000 государственных подведомственных учреждений, коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей.
В 2022 году к торгам присоединились государственные подведомственные предприятия Алтайского края, Воронежской области, Чувашской республики и Республики Татарстан. Наибольший объём реализации у предприятий Красноярского края, Вологодской области, Удмуртской Республики, Республики Татарстан, Воронежской области.
Беседовала Мария Кармакова
Источник информации: forestcomplex-ru