Детская музыкальная школа №5, которую я посетила совсем недавно, сразу же оставила приятное впечатление. Прямо с порога была слышна приятная успокаивающая музыка. Чистота и уют чувствовался везде, а иначе и не могло быть, ведь руководит этим образовательным учреждением директор — Заслуженный работник культуры Российской Федерации, лауреат премии им. В.П. Андрианова Кравченко Анна Дмитриевна, которая отдала этой школе более 40 лет, подняла на высокий уровень, создав высочайший имидж музыкальной школы №5.
Детская музыкальная школа №5 была основана в 1980 году. За эти годы многое изменилось, а сегодня это одна из лучших школ искусств, победитель Общероссийского конкурса «50 лучших школ искусств», Лауреат премии им. В.П. Андрианова и, конечно же, заслуга в этом Анны Дмитриевны.
— С самого начала хотелось узнать о том, каково же предназначение вашей школы: ведь вы не только даете начальное музыкальное образование детям, но и несете культуру в массы. Считаете ли себя пропагандистом искусства?
— Безусловно. Мы закладываем в маленького человека зерно культуры, оно прорастает и дает плоды. Именно поэтому так ценны и трогательны выступления наших детей не только на местных концертах в родном городе, участие в праздничных программах, но и выступление за границей. Мы говорим о них не только как об учащихся школы искусств, а уже как о юных исполнителях. И эта оценка для ребят высока. Первое признание они получают в стенах нашего учреждения, внутришкольных концертах, на которые к нам приходят семьями. И родные, и мы, весь наш дружный коллектив, гордимся своими детьми. Мы учим детей не только музыке, мы воспитываем в них культурного человека. И видим, как творчески с каждым годом растут наши дети. Это и есть предназначение музыкальной школы.
Огромную роль в формировании нравственного и всестороннего развития молодого поколения играет в нашем Российском государстве – эстетическое воспитание. Эстетическое воспитание – это, прежде всего воспитание чувств. Родителям всегда хочется, чтобы их малыш рос самым талантливым, умным, чтобы он обладал широким кругозором, поэтому многие из них отдают детей в самые разные кружки и на дополнительные занятия, чтобы развить там их творческие способности.
В советское время было очень популярно отдавать детей в музыкальную школу. Аналогичной ситуация была в царской России, где обучение музыке было правилом хорошего тона. Хочется разобраться насколько сегодня музыкальное образование является актуальным, а для этого мы и посетили одну из известных музыкальных школ не только в Камчатском крае, но и за её пределами.
Успехи учеников Детской музыкальной школы №5 на музыкальном олимпе просто впечатляют. Вы знаете, впечатляет ещё и то, что это не разовая акция. Свозили один раз и всё. Здесь каждый год отправляют творческих детей на конкурсы разных уровней и масштабов, а также пробуют свои силы и дети, которые еще не участвовали в таких мероприятиях. Их же надо зацепить, чтобы они поняли, что не один ученик у них в школе звездочка, а каждый, кто прилагает усилия, будет замечен в школе, в крае.
Школа держит свои позиции — это стабильный контингент, участие и победы в конкурсах, как преподавателей, так и учеников, но для того, чтобы полноценно развиваться, нужны хорошие условия: много кабинетов, хорошие инструменты, оборудование, сцена…
При беседе с заместителем директора по учебно-воспитательной работе Екатериной Анатольевной Коноваленковой задаю вопрос:
— Как у вас в этом плане? Это ведь очень большая затратная часть. Как вас финансируют?
— Во-первых, администрация города нас поддерживает материально, но этих средств не хватает, так как инструменты дорогие, костюмы пошить требуют больших затрат. В настоящее время не можем приобрести даже один аккордеон, приходится самим быть спонсорами и добавлять, чтобы его купить. Пользуясь случаем, обращаемся к депутатам Законодательного собрания Камчатского края и спонсорам для оказании нам материальной помощи, за которую будем очень признательны. Ведь один аккордеон сейчас стоит больше 500 тысяч! А прежде всего, мы стараемся бережно и с любовью относиться к инструментам, учим и детей с уважением относиться к своему инструменту. Это тоже момент воспитания. И я считаю, что нужно сохранять всё то, что есть.
Если говорить о привлекательности школы, комфортности пребывания в ней учеников и зрителей, то можно сказать, что всё здесь благополучно: прекрасный актовый зал, уютные кабинеты, новая мебель. В коридорах можно ознакомиться с достижениями и успехами детей и их преподавателей. Глаза разбегаются от количества кубков, которые выставлены здесь, и то это только малая часть того, что есть у коллектива детской музыкальной школы. Родители приводят сюда своих детей в возрасте 6 лет, осознавая, что школа не только развивает, но и воспитывает, дисциплинирует ребёнка. А затем сами дети, уже получив аттестат, остаются в стенах школы, ходят на оркестр, хор, вплоть до окончания общеобразовательной школы, посещают занятия в ДМШ.
— «Как вам удаётся поддерживать свойвысокий авторитет на протяжении многих лет. Чья это заслуга, на ваш взгляд»? — задаю вопрос завучу Екатерине Анатольевне. Она здесь же быстро отвечает, что мы благодарны всем родителям, которые приводят к нам своих детей.
Эта школа для избранных детей, которые избрали себя для каждодневного труда. А иначе не может быть, когда ребёнку нужно отказаться в пользу занятий от многого: отключить телефон, гаджет, или сказать другу: «Извини, у меня сегодня на обед – этюд, а на прогулку – Лунная соната». Хочу отметить, что выросло новое поколение родителей, которые понимают, что музыкальная школа – это помощник в воспитании детей. Составной частью общеэстетического воспитания является музыкальное образование. В детской музыкальной школе №5 г. Петропавловск- Камчатский обучаются с большим удовольствием более 130 учащихся.
А каких только нет здесь концертных коллективов? Выбирай по своему вкусу и желанию: Оркестр аккордеонистов «Тутти», Ансамбль аккордеонистов «Кампанелла», Ансамбль скрипачей «Фантазия», Ансамбль флейт «Искорки», Фортепианный ансамбль» «Микс-трио», Детский ансамбль этнического танца «Лаччах»; Хореографический ансамбль «Эйвет», Вокальный ансамбль старших классов «Жемчужина»; Концертное трио преподавателей «Экспромт»; Ансамбль преподавателей «Классика». Такое разнообразие при выборе позволяет реализовать творческие возможности всех участников образовательного процесса.
Детская филармония «БРАВО!» — это концертное объединение учащихся и преподавателей Детской музыкальной школы №5 – эксклюзивная форма концертной работы ДМШ №5. Организовано оно в 2017 году. Руководитель этого объединения – заместитель директора по учебно-воспитательной работе Коноваленкова Екатерина Анатольевна. Это уникальное структурное подразделение школы, главной целью которого является создание условий для реализации творческих музыкальных способностей детей – учащихся ДМШ № 5 и их ранней профессиональной ориентации.
Это объединение выявляет и служит всесторонней поддержкой талантливых и одаренных детей, раскрывает их творческий потенциал, создает условия для активной концертной деятельности юных исполнителей;
публичного представления творчества учащихся. Их благотворительная волонтерская деятельность известна каждому на Камчатке. Они частые гости детских домов, детских садов, общеобразовательных школ, Дома Ветеранов. Их выступление можно увидеть и в скверах, и на площадках города. Концерты проходят с периодичностью один раз в месяц, частота и интенсивность возрастает при подготовке учащихся к Краевым конкурсам – это традиционно в весеннее время. В весенний период концерты ДФ посвящены агитации выпускников дошкольных детских учреждений к поступлению в музыкальную школу, т.е. к периоду вступительных испытаний.
В ходе подготовки создается особый микроклимат, наполненный радостью общения, творческими поисками, духовностью, широким спектром эмоциональных переживаний. В этом смысле тематические концерты имеют огромный воспитательный потенциал. Значимо и то, что эти мероприятия отмечаются на престижном межрегиональном конкурсе профессионального мастерства в сфере художественного образования «Волжский проспект» в номинации «Презентация педагогического опыта» (Диплом, 2006 год; Диплом лауреата III степени, 2011 год.)
Всем известно, что музыкальный руководитель знакомит детей с увлекательным миром музыки, прививает им интерес и любовь к этому виду искусства, развивает их эмоциональный интеллект, способствует их раскрепощению. Под его руководством дети учатся петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Это работа, с одной стороны, творческая, с другой – требующая наличия педагогического таланта, а в ДМШ №5, могу с уверенностью сказать, весь коллектив, как на подбор, состоит из талантливых и высокопрофессиональных педагогов.
Отделение хореографии — одно из самых молодых в ДМШ №5. Оно было открыто в 2011 году. В школу приняли 14 участников детского ансамбля этнического танца «Лаччах». Возглавила отделение руководитель ансамбля, воспитанница Александра Гиля и Сергея Кевевтегина — Елена Хрестофоровна Макорина.
Основное направление обучения на хореографическом отделении — это изучение национальных танцев народов Севера: ительменов, коряков, чукчей, эвенов. Но, наряду с национальными танцами, ребята постигают азы классики, сценических танцев разных народов мира и России. Обучение ведется по общеразвивающей программе. Кроме танцевальных дисциплин ребята изучают слушание музыки и культуру Камчатки. Как приятно осознавать, что именно отсюда воспитывается чувство патриотизма и любви к малой Родине. Сколько знаний о своей малой Родине можно узнать здесь?
Ведущее место принадлежит коллективу ансамбля «Лаччах». В переводе с ительменского «Солнышко», который по праву ярко светит на творческой арене. Этот ансамбль — участник всех обрядовых праздников, культурно-массовых мероприятий, проводимых на территории Петропавловска-Камчатского и его окрестностях. В год ребята выступают более, чем в 50 концертах и мероприятиях. Наверное, в крае нет ни одного жителя, который не видел бы выступление этого коллектива. Они лауреаты и призеры различных конкурсов: «Кочующая столица», «Мургин лымныль», «Этнокруг», Камчатка-артстартап», «Танцевальный вернисаж» и других конкурсов. Огромная заслуга в этом Преподавателя Елены Хрестофоровны Макориной – руководителя этого звездного ансамбля, которая заслуженно является лауреатом Краевого конкурса «Лучший преподаватель года» в 2019 году.
С 2018 года на отделении работает ветеран ансамбля «Мэнго», лауреат Камчатской государственной премии, ветеран труда Ласточкина Ольга Андреевна. Отделение насчитывает на 2021 год 44 учащихся. Ольга Андреевна — грамотный методист, участвует в различных мастер-классах на уровне Российской Федерации, постоянный участник Всероссийского фестиваля «Манящие миры», педагог-наставник для коллег из других музыкальных школ. Ольга Андреевна — неутомимый помощник для своих коллег из национальных коллективов края. Такие преподаватели просто « на вес золота»! Педагогическое мастерство тесно связано со знанием своего предмета. Обучая, педагог растворяется в ученике, отдает себя ему бескорыстно и безвозмездно. Это можно сказать и об Ольге Андреевне и Елене Хрестофоровне, которые сегодня готовятся к очередному хореографическому конкурсу в Москве, в марте месяце, где представят нашу национальную хореографию и отправятся с 18 учащимися показывать свою новую программу.
Доносятся звуки аккордеона, и мы заходим в класс. Класс аккордеона был открыт одновременно с открытием ДМШ №5 в 1980 году, где главным критерием всегда оставался высокий уровень исполнительства, любовь к музыке, индивидуальный подход к каждому ребенку, умение поддержать и разделить радость творческих успехов коллег. Преподавателями Тарасовой Инной Васильевной и Коноваленковой Екатериной Анатольевной на протяжении нескольких лет реализуется один из крупнейших музыкальных проектов Камчатки, ставший традиционным «Форум аккордеонистов Камчатки» «Маэстро Аккордеон».
Ежегодно в проекте участвует не менее 50 аккордеонистов и баянистов от 4до 80 лет. В эти дни стены школы и неравнодушные к музыке зрители слушают самые задушевные и удивительные мелодии, проникая в душу каждому своими волшебными звуками. Автор проекта Тарасова Инна Васильевна удостоена Дипломом, почетной Премии имени Владимира Павловича Андрианова.
Тарасова Инна Васильевна и Коноваленкова Екатерина Анатольевна бережно сохраняют традиции высокого профессионализма в работе и яркого творческого вдохновения. Вот и в апреле этого года будет проходить юбилейный 10 «Форум аккордеонистов Камчатки» Маэстро Аккордеон», где будет представлена конференция для педагогов, выставка музыкальных инструментов и методического материала и, конечно же, концерт с выступлением талантливых учащихся. На базе этого форума пройдет и вебинар, где принять участия может любой педагог. А поучиться здесь есть чему!
Гордостью отделения и школы являются концертные коллективы школы: сводный оркестр аккордеонистов, ансамбль аккордеонистов «Тутти»- руководитель Тарасова Инна Васильевна, ансамбль аккордеонистов «Кампанелла» — руководитель Коноваленкова Екатерина Анатольевна, и их педагогический дуэт. Эти коллективы с неизменным успехом участвовали в международных конкурсах в Германии, Франции, Чехии, Австрии, Китае, Финляндии. Юные музыканты на этих конкурсах стали лауреатами Гран-при и обладателями первых премий. В ходе подготовки здесь создается особый микроклимат, наполненный радостью общения, творческими поисками, духовностью, широким спектром эмоциональных переживаний. В этом смысле тематические концерты имеют огромный воспитательный потенциал. Значимо и то, что эти мероприятия отмечаются на престижных межрегиональных и международных конкурсах профессионального мастерства. География их конкурсных выступлений обширна: Санкт-Петербург, Казань, Хабаровск, Владивосток, Ростов на Дону и другие города нашей необъятной страны. Выступления этого коллектива не оставляет равнодушного никого, нашими звездочками восхищаются и зарубежные зрители, даря им громкие аплодисменты.Учащиеся класса аккордеона являются активными участниками многих городских и краевых массовых мероприятий, за что неоднократно награждались различными ведомственными Почетными грамотами Камчатского края и города Петропавловска-Камчатского.
Еще одно отделение, ставшее самым популярным – это Фортепианное отделение. Основано оно в 1980 году. На отделении работают 4 преподавателя и 1 концертмейстер. В учебный план обучающихся включены предметы теоретического цикла: сольфеджио, музыкальная литература, слушание музыки. Все воспитанники занимаются ансамблем, аккомпанементом, являются активными участниками детской филармонии «БРАВО». Ребята с удовольствием играют в детских садиках, школах, в Доме Ветеранов, на других площадках города.
Отделение фортепиано имеет давние традиции в проведении интересных творческих мероприятий: «Клуб интересных встреч», «Праздник ансамблей», «Мамин праздник», вечер встречи выпускников и других. Преподаватель фортепиано 1 категории, заведующая отделением Бычкова Наталья Евгеньевна является автором и ведущей клуба психолого-педагогической поддержки обучающихся «Камертон», автором сценариев и ведущей многих творческих мероприятий школы. Наталья Евгеньевна — лучший концертмейстер среди детских музыкальный школ в Камчатском крае,
(победитель Краевого конкурса 2021 года) автор многих методических разработок и лауреат конкурса методических разработок. Её воспитанники в прошлом году привезли из Сочи несколько первых мест и стали лауреатами Гран-при. Шестакова Светлана Васильевна и Савченко Ольга Александровна — преподаватели теоретических дисциплин, занимаются сочинением музыки, аранжировкой и обработкой для ансамблевого исполнительства. Ольга Александровна и Светлана Васильевна готовила ребят и на всероссийскую олимпиаду «Квинтовый круг», краевую олимпиаду «Виват, музыковед», отстаивая честь нашей школы. Ребята стали лауреатами этих конкурсов, завоевав 1 и 2 места.
У истоков отделения стояли замечательные пианисты Камчатки: Ольга Рензаева, Ирина Наймушина, Алевтина Гузь, Анна Кравченко и другие. Они заложили фундамент высокого профессионализма, замечательных творческих традиций в школе, которые и ныне продолжают удерживать в школе качественный исполнительский уровень юных пианистов и радовать ребят и их родителей.
Ежегодно учащиеся фортепианного отделения становятся лауреатами многих международных, всероссийских и региональных конкурсов. Активно участвуют в Теоретических Олимпиадах, поступают в средние и высшие учебные заведения.
В 1997 году открыт класс скрипки. Учащиеся обучаются по предпрофессиональным и общеразвивающим программам. Занятия проходят как индивидуально, так и в групповой форме. Обязательными являются предметы теоретического цикла: сольфеджио, музыкальная литература, слушание музыки, хор. Занятия музыкой учат слушать и слышать красоту. Поскольку чаще всего музыкальные руководители работают с детьми, успешная реализация в этой профессии немыслима без любви к ним и умения общаться с ними. А здесь очень хорошо просматривается эта связь между преподавателем и учащимися, где дети отзываются о своих преподавателях только с благодарностью
Ансамбль скрипачей «Фантазия» — неоднократный победитель творческих конкурсов «Юные дарования Камчатки», фестиваля «Скрипки, браво», и дистанционных Международных конкурсов в Сербии, Италии. Звучание скрипки настолько выразительно, что способно передать всю гамму чувств исполнителя или композитора, вызвав при этом настоящие и глубинные эмоции у слушателей. Тембр звучания скрипки зависит от мастерства исполнителя. Сколько же сил вложено в детей, чтобы быть победителями в таких номинациях?
Основателем скрипичного класса является замечательный преподаватель высшей категории Светлана Николаевна Жукова, котораяработает в школе с 1997 года. Выпускники ее класса продолжают музыкальное образование в Камчатском колледже искусств и радуют успехами своего педагога. Максим Ющик- неоднократный победитель Краевого конкурса «Юные дарования Камчатки», фестиваля «Скрипки, браво», различных международных интернет-конкурсов, ныне — студент 3 курса Камчатского колледжа искусств, артист Камчатского камерного оркестра. Светлана Николаевна и ее учащиеся — постоянные участники концертов детской филармонии «БРАВО», многих благотворительных и волонтерских проектов. Артистический талант педагога также находит свое воплощение в многочисленных театрализованных музыкальных постановках: Новогодние представления в школе, общегородском предновогоднем концерте «Хрустальная нота», различных тематических мероприятиях, где проявляется талант педагога. Светлана Николаевна — автор и ведущая таких крупных традиционных проектов, как «Посвящение в юные музыканты и хореографы», Клуб «Веселые нотки».
В Детской музыкальной школе №5 все классы творческие, важные, высокопрофессиональные. Школа в течение дня наполняется разными звуками. Что только здесь не услышишь! А вот за поворотом отдаленное звучание флейты, которое напоминает о волшебстве. Изумительно красивые звуки, необычайно ясные, чистые и прозрачные. Недаром в фольклоре и сказках многих народов флейта занимает особое место, ее часто наделяют мистическими свойствами. Мелодичное звучание флейты в руках опытного музыканта способно не только подарить эстетическое удовольствие, но и просто заворожить своей выразительной и пронизывающей музыкой, которая, кажется, попадает нам прямо в сердце. Мягкое и мелодичное звучание флейты может усладить наш слух, смягчить сердце, вызвать самые добрые и светлые чувства.
Учащиеся класса флейты обучаются по предпрофессиональным и общеразвивающим программам с разными сроками обучения. Ребята обучаются как индивидуально, так и в группах. 80% ребят класса флейты — участники, лауреаты и призеры как Международных, так и солидных Краевых фестивалей, и конкурсов: «Юные дарования Камчатки», «От флейты до тубы». Учащаяся Алина Денисова стала призером Молодежных Дельфийских игр 2013 года. Дуэт флейтистов сестер Пичугиных — Наташи и Маши «Искорки» — активный участник многих концертов Детской музыкальной школы №5», победитель различных конкурсов. Преподаватель высшей категории Литвинова Светлана Николаевна — родоначальник духового отделения в нашей школе, одна из ведущих преподавателей-духовиков Камчатки. Она является победителем интернет — конкурса педагогического мастерства «Новые идеи». Выпускники ее класса считаются лучшими студентами Камчатского колледжа искусств. Благодаря творческой фантазии и артистическому дару, Светлана Николаевна — постоянная ведущая и автор многих крупных проектов школы: «Посвящение в юные музыканты и хореографы», «Отчетный концерт», «День Победы» и другие.
Учебный процесс у неё умело и ненавязчиво переплетается с внеклассной работой, где проводятся классные часы, выходы на концерты, дружеские встречи.
Учащиеся класса флейты и преподаватель Литвинова Светлана Николаевна — одни из самых активных участников детской филармонии «БРАВО», выступающие не менее чем в 20 концертах в год.
Класс сольного пения открылся в ДМШ №5 в 2000 году. В последние годы хоровое движение в России возрождается: рождаются новые коллективы, проводятся фестивали и конкурсы хоров, всё больше и больше молодёжи и взрослых людей приходят в хор. Зачем это нужно? В первую очередь, хор даёт человеку ощущение счастья. Можно сказать, что хоровое пение имеет ярко выраженный психотерапевтический эффект. Человек поющий умеет расслабляться, меньше подвержен влиянию стрессов, депрессиям. Пение оказывает положительное влияние не только на эмоционально-эстетический строй личности ребенка, но и на его умственное развитие. А детское хоровое пение — это один из реальных путей формирования физически и духовно здоровой, культурной, способной творчески строить свою жизнь личности. Также трудно переоценить социальную и культурную функции хорового движения. Большой вклад в становление и развитие отделения внесла преподаватель по классу хора Семкина Елена Владимировна. Ею был организован на базе отделения ансамбль «Морошка», ставший неоднократным победителем различных краевых фестивале и конкурсов.
Учащиеся класса сольного пения должны были стать и стали главной основой для хора школы. В данное время преподаватели класса сольного пения — лауреат Камчатской государственной премии, ведущий преподаватель – вокалист Камчатского края — Царькова Наталья Евгеньевна и молодой преподаватель по классу хора, студент Дальневосточного государственного института искусств, артист Камчатской хоровой капеллы им. Е. Морозова Денис Александрович Гурков, которые активно участвуют со своими учащимися в различных творческих мероприятиях: конкурсах, концертах, классных часах.
Креативность Дениса Александровича проявляется и в его сценариях, музыке, которую он пишет сам. Приятно отметить, что в школе есть молодые творческие педагоги, которые не отстают от своих профессиональных коллег. Учащиеся класса сольного пения — неоднократные участники и призеры Краевого конкурса «Поющая Камчатка», «Весенние голоса». Ученица Н.Е. Царьковой Надежда Ханкевич стала лауреатом 2-х Международных конкурсов в Санкт-Петербурге в 2019 году. Для высокопрофессионального педагога мало быть только музыкантом, надо выработать в себе особое педагогическое мышление, умение проникнуть во внутренний мир ученика, умение учитывать его индивидуальные особенности. У этих педагогов всё это есть. Выпускники класса сольного пения успешно продолжают обучение в Камчатском колледже искусств в классе Натальи Евгеньевны Царьковой.
Ребята обучаются по общеразвивающим программам. Занятия проходят как индивидуально, так в группах. Теоретические предметы — сольфеджио, музыкальная литература, хор — являются обязательными в учебной программе.
Мы не можем не согласиться с выдающимся педагогом В.А. Сухомлинским, который в своей работе с детьми большое внимание уделял их музыкальному воспитанию. Необходимо полностью согласиться с его мыслями, что «без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Музыкальный образ по- новому раскрывает перед людьми особенности предметов и явлений действительности».
И, наконец, в 2021 году открыт класс домры. Увлекает ребят русской народной музыкой молодой специалист, выпускник Ростовской консерватории Михаил Блеклов. Он, в свое время, окончив 6-ую музыкальную школу, затем Камчатский колледж искусств, уехал учиться в Ростов — на Дону. А вот теперь вернулся в родной город, в Петропавловск — Камчатский, чтобы передать свою любовь к музыке и инструменту камчатским юным дарованиям, ведь домра является жемчужиной русской музыки и ведущим инструментом народного оркестра.
Музыкальная школа №5 дает детям неизмеримо больше, чем знание теории музыки и умение играть на музыкальном инструменте. Она развивает всего человека, влияет на его восприятие жизни. И это не преувеличение. У детей, закончивших музыкальную школу, культура выражения эмоций находится на другом уровне. Они могут выразить себя в пении, в игре на инструменте.
Побывав в ДМШ №5, я могу подтвердить всем, что дети в музыкальной школе №5 находятся в надежных руках. Хочется пожелать замечательному творческому коллективу дальнейших успехов и побед на музыкальном ринге.
Татьяна Нагаева.