«Cоциальные сети, различные интернет-площадки предлагают широкий ассортимент мясной, рыбной и молочной продукции домашнего изготовления», – отмечают в ведомстве и добавляют, что такая торговля, как правило, незаконна.
«Покупка таких товаров несет в себе существенные риски, так как они не подлежат государственному и производственному контролю, не подвергаются лабораторному контролю и ветеринарно-санитарной экспертизе, что не позволяет гарантировать их качество и безопасность», – сказано в сообщении Россельхознадзора.
Эксперты ведомства предупреждают, что в продуктах животноводства, изготовленных и хранящихся с несоблюдением технологий, могут стремительно размножаться бактерии и вирусы.
«Приобретение вяленой в домашних условиях рыбы чревато тяжелыми отравлениями и заражением ботулизмом», – предупреждают в Россельхознадзоре.
Молочные продукты домашнего изготовления могут содержать бактерии группы кишечных палочек, подчеркнули в ведомстве. А в мясной продукции неизвестного происхождения могут присутствовать мезофильные аэробные микроорганизмы, бактерии группы кишечных палочек (колиформы) и листерии.
Кроме того, в такой продукции может сохраняться остаточное содержание ветпрепаратов, вредных для человека. Также нельзя исключать, что незаконно реализованные продукты получены от больных животных, которые могут страдать бруцеллезом, туберкулезом и другими общими для животных и человека заболеваниями.
Сами продавцы такой продукции чаще всего не получают санитарных книжек и ветеринарных документов на свой товар, обращают внимание эксперты Россельхознадзора. А животные, которых продают по объявлениям в Интернете или в газетах, скорее всего, не проходят ветеринарный осмотр и могут быть носителями различных заболеваний.
Пресс-служба Управления Россельхознадзора по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу
Не с руки мне спорить с губернатором и его свитой, но уж извините, молчать не стану.
Обратился ко мне давний друг и по совместительству одноклассник Игорь Обухов и поведал историю о жутком заморе моллюсков во внутренних бухтах. Я, к слову сказать, недавно возил корреспондентов BBC по Авачинской бухте и ничего (по крайней мере, внешне) не предвещало беды. Поверхность бухты была чистая, сивучи, у которых есть слизистая оболочка как и у сёрферов ни у сточной трубы в Чавыче, ни в ковше морпорта не жаловались на резь в глазах и тошноту и просто по привычке клянчили рыбу у рыбаков пришедшего с промысла судна. Такую же пасторальную картинку, по всей видимости, видел и губернатор, который катался по бухте в то же время.
Тем не менее, оснований не доверять другу у меня не было и, кроме всего прочего, это сообщение было официально зарегистрировано в МОО «Экологическая безопасность», а посему требовало проверки. В долгий ящик поездку откладывать не стали и уговорились ехать той же ночью, так как наступил период максимальных отливов и ту погань, которую не смогли или не хотели увидеть представители государственных органов (они же по ночам спят) можно было разглядеть как на ладони.
Во всех соцсетях идут ожесточенные споры о причинах происшествия. Теперь так это принято называть. Не катастрофа и не трагедия – просто происшествие, в котором никто не виноват. И основной довод спорщиков один – а самим лень поднять зад и собрать образцы. Мне не лень. И вот в машине друг, его коллега по увлечению директор дайв-клуба «Сивуч» Ярослав Косогов, студентка, проходящая практику в «Экологической безопасности» Марина Казакова.
Мертвое море
Особых иллюзий о чистоте бухт Бабья и Раковая я никогда не испытывал. Ещё в сентябре с сожалением смотрел на молодых людей, которые отрабатывали навыки управления SUPами в этой луже. Не знаю почему, но первая мысль, пришедшая мне в голову по выходу на берег – Мёртвое море. Речь не о курорте в Израиле – просто всё вокруг сдохло.
Даже располагая информацией о сбросе канализационных вод без всякой очистки в бухту, ранее я и наблюдал за живностью и порой полавливал краба в бухте Завойко. Теперь из представляющего ценность в бухтах Бабья и Раковая осталась разве что грязь. Ценность этой грязи не в лечебных свойствах, а в сильнейшей токсичности и последующей абсолютной невозможности определить токсин. Песок и ил по отливу был покрыт пленкой синего цвета.
Над пленкой громоздились кучи, в основе своей состоящие из молоди моллюсков
Уже, естественно, погибших. В силу своей биологии молодь моллюсков располагается в верхнем донном слое и потому более подвержена всякого рода внешнему воздействию.
Потому она и массово погибла. И шансов вырасти до размеров промысловой у неё не было.
Взрослые особи впрочем, тоже продержались не долго. Большая часть сердцевидки погибла
Мия песчаная была несколько устойчивее к воздействию неведомого загрязнителя, но и она уже практически не реагировала на внешние раздражители и не втягивала сифон.
Днем ранее, Игорь собрал крупную пробу моллюсков и поместил их в аквариум в своем гараже с чистой водой и аэрацией. После этого он сдал оклемавшихся моллюсков в лабораторию с целью проверить содержание в них тяжелых металлов. Именно поэтому мной было принято решение собрать образцы погибших моллюсков и ила, чтобы понять от чего они бедные померли.
Похождения Левши
Подобно Лесковскому Левше на утро я начал свои попытки сдать образцы в ту же лабораторию что и Игорь. Там начались проблемы с того, что у моей организации не был заключен договор с лабораторией, а вариант выполнения анализов от частного лица меня не устраивал ,так как исключал дальнейшее обращение в судебные и прочие органы. С этой частью мы разобрались. Девушки, которые находились в помещении в котором производят приемку образцов слезно попросили вынести мои образцы в тамбур. Уж больно вонючие были они (образцы). А это они еще были упакованы в два пакеты и внутри пакетов в пищевых контейнерах!
Затем, когда стали выяснять на какие компоненты может быть сделан анализ, оказалось что круг достаточно узкий. Тяжелые металлы и всё! Помочь советом на что ещё можно посмотреть (сделать анализ) девушки пожали плечами. После недолгих консультаций с кем-то по телефону стало ясно, что даже если бы и можно что-то сделать, то результаты бы я (организация) получили бы не под протокол. И таким образом нигде бы ими воспользоваться не смог. Причина в том, что лаборатория может делать анализы только на те компоненты, которые находятся в области её аккредитации. Ну а когда выяснилось что моллюски уже не живые радости девушек не было предела. С дохлятиной они не работают, а только с пищевой продукцией. Хотел я было радость испоганить и оставить образцы у них, но взмолились и попросили даже в их мусорный контейнер не выкидывать. А зря! Крыс бы у них точно бы не стало. Ради этого мне даже от щедрот выделили две пары резиновых перчаток. И вот стою я на улице и думаю куда же мне образцы пристроить. С дуру написал в директ инстаграмма губернатора. Заведомо бредовая идея. Вспомнил, что есть министерство природных ресурсов и тамошний министр в фейсбуке призывал к нему обращаться при любом удобном случае и даже номер телефона дал. Сейчас говорят, это, не то чтобы модно среди чиновников стало, а практически в обязалово вменяют. И за премией нужно подходить с табеленм с указанием количества постов в социальных сетях. Иначе шишь! Позвонил я. Пришла СМСка «Я на совещании у первого вице-губернатора». Ну, думаю, никто же не мешает СМСки на совещании читать и написал ему суть проблемы. Получил ответ о том, что ранее была обозначена лаборатория Россельхознадзора, чтобы туда свой улов привезли рыбаки, поскольку они беспокоились.
До меня только сейчас дошли два факта. Первый – я тоже беспокоился и второй – рыбаки ведь рыбу не живой в лабораторию привозили!
Дальше министр написал, что его коллеги уже наотбирали проб в рамках своих мероприятий и им ничего уже не надо. Я уточнил, что речь идет не о Халактырском пляже, а о внутренних бухтах. На это получил ответ, что там тоже отбирала лаборатория ЦЛАТИ. Именно моллюсков? Да. По всей видимости, я проявил бестактность, когда спросил где можно ознакомиться с результатами анализов и потому был послан по ссылкам http://t.me/spastiokean/415 и на kamgov.ru
Далее была переписка в WhatsApp, из которой я понял, что море это компетенция федералов и больше свойственна Минрыбхозу, СВТУ и морскому отделу Природнадзора. А наша лаборатория ЦЛАТИ также не аккредитована. И все анализы отправлялись Радионовой Светланой в центральный офис. Смысла в дальнейшем «кусании» до полуночи не было.
В местном минрыбхозе на мою информацию об отобранных пробах просто спросили: «А зачем вы их собрали». Дальше, думаю, расписывать не стоит!?
Поэтому одно могу сказать губернатору – не говорите о безопасности морепродуктов населению. Не надо! Ведь если верить ресурсу https://www.kam24.ru/news/main/20201023/77258.html «На днях гражданами был зафиксирован сброс неочищенных сточных вод в бухту Бабья Авачинской губы. На место оперативно выехали представители правительства Камчатского края. Действительно было выяснено, что произошел сброс сточных вод через аварийный выпуск, но в настоящее время проблема урегулирована. Сброс сточных вод возобновлён через очистные сооружения. Правительством края по поручению губернатора проводится системная работа по инвентаризации и устранению источников негативного воздействия на Авачинскую бухту. Эту работу мы будем продолжать и доводить до логического завершения. Пользуясь случаем я хочу поблагодарить неравнодушных граждан за то, что они заметили нарушение природоохранного законодательства и оперативно сообщили о нем в уполномоченные органы», – прокомментировал ситуацию врио краевого министра природных ресурсов и экологии Алексей Кумарьков
Как вы могли заметить, учитывая, что притянуть за уши версию «красных приливов» и суровых штормов в закрытых бухтах не удалось, стараются вернуться к варианту сточных вод, которые раньше также сливались, но не приводили к столь масштабной гибели гидробионтов.
Поблагодарил Кумарьков, по всей видимости, нас. И Вам не хворать! А для этого не употребляйте морепродукты до выяснения причин.
Хотя бы потому, что даже чайки, известные падальщики не едят выброшенные на берег деликатесы.
Фотографии Марины Казаковой.
Личное мнение и оценочное суждение журналиста, основанное на имеющейся информации изложил Петрович.