С интересом прочитал статью «Закон о «ресурсах» М. Перовского в «РОГ» № 13 за 2016 г. Автор пишет: «Прошло уже шесть лет, как был принят Закон «Об охоте». И, несмотря на многочисленные протесты рядовых охотников, охотоведов и ученых о непригодности этого документа, власть заложила уши и делает вид, что все нормально, что можно жить и с уродом.
Всем было ясно с самого начала, с дурацкого названия самого закона, что писали его абсолютно несведущие люди, знающие лишь кое-что об охоте и охотничьем хозяйстве».
Граждане давно задаются вопросом — почему охотничье, лесное хозяйство и рыболовство не представляют интереса для Правительства РФ как самовозобновляющиеся ресурсы наполнения казны?
Взять, к примеру, рыболовство. Доля выработавших свой срок кораблей сегодня 94%, а процент самых старых кораблей в Балтийском и Каспийском морях 97(!). В далекие моря на таких посудинах не пойдешь. Поэтому они переворачиваются и тонут.
У рыбаков есть профессиональный термин — «вражеский порт». Это они про Мурманск и Владивосток, где рыбака промурыжат несколько дней, прежде чем поставят под разгрузку. А рыбка уже «запахла».
Вот и гонят они улов иностранным перекупщикам. С ними все дела решаются за считанные часы. А мы жалуемся, почему мало рыбы на прилавках, она дорога и низкого качества. Правительству нет дела до рыбаков. Про лес я уж молчу…
Но вернемся к охотничьему хозяйству.
Статья М. Перовского, в дополнение к материалам о «Профессорских посиделках», опубликованных «РОГ», обрисовала удручающую картину положения дел с охотой и охотничьим хозяйством.
Прочтя хотя бы выступление профессора В. Кузякина, видишь — это программа по выводу охотничьего хозяйства из кризиса, начало которому было положено принятием пресловутого Закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Тьфу ты, ну и название!
Ну и кого в правительстве идеи ученого заинтересовали? М. Перовского и других авторов могут упрекнуть в неуважительной оценке данного закона. Но она напрашивается по прочтении статьи А. Берсенева (тогдашнего директора департамента охоты) и А. Колодкина «Закон об охоте исполнять нельзя исправить» («РОГ» № 26, 2012), где они спрашивали, куда поставить запятую.
Правительство Д. Медведева для себя решило, запятую ставить только после слова «исполнять», и никаких исправлений! Читателю не следует думать, что ученые и специалисты охотничьего хозяйства молча наблюдали, как депутаты Госдумы «уродовали» проект Закона «Об охоте…» от одного заседания к другому.
Правительству РФ, Госдуме всего-то надо было обобщить предложения ученых, охотоведов, специалистов охотничьего хозяйства, охотников и получить готовую концепцию развития охотничьего хозяйства и на основе этих обобщений написать Закон «Об охоте…». Но до этого, к сожалению, наши власти недодумались.
Это же как надо презирать отечественную науку?! Чтобы не услышать ученых старейшего государственного научного учреждения Россельхозакадемии — ВНИИ охотничьего хозяйства и звероводства им. проф. Б.М. Житкова, критиковавших и вносивших обоснованные предложения по доработке Закона «Об охоте…» вплоть до его отклонения.
Не лучшим образом поступил и СОВФЕД РФ, попросив ученых этого заведения направить предложения о внесении изменений в проект Закона «Об охоте». А получив их, сенаторы не сочли нужным найти им место в законе.
Тогдашнему президенту Д. Медведеву 23 июля 2009 года было отправлено письмо с просьбой «Об отклонении Закона «Об охоте…», подписанное авторитетными учеными и специалистами, такими как В. Арамилев, В. Дежкин, А. Данилкин, П. Данилов, В. Камбалин, В. Сафонов, А. Савельев, В. Петренко, А. Шулятьев, С. Фокин и др.
Но власть не услышала разумные доводы. Глядя на все это, закрадывалось подозрение, что народные избранники не знали, как к закону подступиться. Тогда обратились бы к опыту работы своих предшественников. В дореволюционных охотничьих изданиях говорилось — Закон «Об охоте» 1892 года несовершенен и не способствует развитию охотничьего хозяйства.
Все это вместе взятое привело к тому, что «по высочайшему разрешению» работа над новым Законом «Об охоте» началась с создания (17.02.1897 г.) особой подготовительной комиссии, состоявшей из членов различных ведомств, представителей обществ охотников и лиц, хорошо знающих вопросы охоты и охотничьих промыслов.
Комиссию возглавил Великий Князь Сергей Михайлович. Перед внесением проекта закона в Госдуму комиссия Великого Князя предложила его обсудить на Всероссийском съезде охотников.
Естественно, у нас, ныне живущих, возникал вопрос — а что мешало властям РФ разработанные варианты Закона «Об охоте…» обсудить на Всероссийском съезде охотников, как неоднократно предлагалось? Но этого не было сделано. Закон принимался келейно.
Но вернемся к съезду охотников, прошедшему в ноябре 1909 года. Вызывает уважение позиция властей. Съезд проходил в то время, когда страна еще не оправилась после революционных событий и войны с Японией 1905 года.
Делегаты признавали, что государственные охотничьи свидетельства не позволяют в полной мере воспользоваться правом на охоту, так как дичь является собственностью землевладельцев. Такое положение дел вело к росту браконьерства, оскудению угодий и сокращению приобретения свидетельств на охоту, бездействию контролирующих лиц и нарушение ими закона. Ну просто с наших дней списано!
Делегаты приняли решение, что хозяйствующими органами охоты должны стать общественные охотничьи организации. Им должны быть предоставлены права на выдачу охотничьих свидетельств, составление протоколов на нарушителей, выступать стороной обвинения в суде, контроля за лесной и охотничьей стражей, а также установливать сроки охоты и проводить ревизии денежных средств, накопленных охотниками. Вся работа съезда была профинансирована правительством.
Также за счет государства были опубликованы материалы съезда. Наглядный пример для нашей власти, насколько серьезно и с пониманием отнеслось царское правительство к проблемам охоты и охотничьего хозяйства. Съезд предложил доработать проект закона, и он через некоторое время был готов. Но так и не был принят.
Воспрепятствовали этому Первая мировая война и революция 1917 года. А что мешало в 2009 году Госдуме с таким же пониманием и уважением к своему народу отнестись к принятию Закона «Об охоте…»?
Пора, пора народным избранникам заняться новым Законом «Об охоте …», а не переделывать его никчемными поправками. В конце концов выборы на носу! Читатель может спросить, а что ты предлагаешь? Лично я не раз высказывался по этой проблеме и, наверное, изрядно поднадоел. Напомню еще раз, как я вижу пути ее решения.
И вовсе не потому, что я такой умный; я — охотник, выросший среди военных. После увольнения из армии поработал охотоведом в колхозно-совхозной системе, что способствовало лучшему пониманию проблем в охотничьем хозяйстве. Служба и работа сформировали у меня в характере такие «плохие» черты для нынешнего времени, как совесть, честь и Родина.
Эти понятия вместе с офицерскими звездочками через погоны вросли в мою плоть. Поэтому к проблемам Отечества отношусь болезненно, как к своим. Мне не раз говорили, брось ты эту писанину — плетью обуха не перешибешь. Умом понимаю, а сердцем принять не могу. Ну это лирическое отступление…
С конца 90-х годов и до сегодняшнего дня внимательно изучал и изучаю выступления известных ученых, охотоведов, специалистов охотничьего хозяйства, авторов «РОГ» и других охотничьих изданий, например, таких как В. Бодунков. Жаль, что Валентин Леонидович махнул рукой на бесполезное бодание «с дубом». Обобщив их мысли, я и пытаюсь донести до читателей свое видение.
На первых порах напрашивается алгоритм таких действий. Правительству РФ необходимо создать комиссию из ученых, охотоведов, специалистов охотничьего хозяйства, юристов, экономистов, а также представителей правительства, Госдумы, общественных охотничьих организаций и поручить им разработать концепцию развития охотничьего хозяйства и на основе ее подготовить проект Закона «Об охоте».
В последующем обсудить эти важные документы на съезде охотников России и создать государственный орган по управлению охотой и охотничьим хозяйством. Я не обольщаюсь, что голоса уважаемых ученых, принявших участие в «Профессорских посиделках», статья М. Перовского и выступления охотников будут услышаны в правительстве РФ и Госдуме, по причине того, как сказал М. Перовский, у них уши заложило и глаза зашорены.
Но, невзирая на глухоту и слепоту властей, я призываю ученых ВНИИ охотничьего хозяйства и звероводства им. проф. Б.М. Житкова, охотоведов, специалистов охотхозяйства и охотников еще раз возвысить свой голос о необходимости разработки абсолютно новой концепции развития охотничьего хозяйства, Закона «Об охоте» и новых «Правил охоты» — пусть это обсуждение выльется в общероссийскую дискуссию, а любимая «РОГ» предоставит нам свои страницы для обсуждения.
Возможно, тогда, общими усилиями, мы сумеем вывести охотничье хозяйство страны из затянувшегося кризиса.
Заканчивая статью, никак не могу обойтись без элегического вздоха — эх мечты, мечты! Где ваша сладость?!