Ситуация с загрязнением воздуха в Красноярске не первый год беспокоит его жителей. Я уже объяснял причины возникновения подобных экологических бедствий, об этом можно почитать здесь. Но с течением отопительного сезона тревожность красноярцев повышается: режим «черного неба» фиксируется все чаще, призывы общественности к властям становятся все громче, а результатов как не было, так и нет.

Проблема с загрязнением воздуха в городе была всегда, но раньше мало кто обращал на это внимание. Да и сейчас часть населения считает, что Красноярск – промышленный город и участь у него такая — постоянно жить в смоге.

Но есть те, кто своими силами пытается решать проблему. Инициативная группа красноярцев под руководством Игоря Шпехта создала социальный проект Nebo.community — систему, позволяющую отслеживать загрязнения воздуха в режиме реального времени. Чтобы мониторить состояние воздуха, горожане устанавливают у себя за окном бесплатное устройство, которое оценивает уровни загрязнения наружного воздуха. Через wi-fi данные попадают в интернет. В специальном приложении можно посмотреть общегородскую картину по загрязнению воздушного пространства.

Годовые наблюдения и сумма показателей графиков со всех постов, доказали, что основным источником загрязнения является уголь, которым топится частный сектор. Из-за него загрязнение воздуха возрастает в пять-шесть раз. Все показатели можно отследить на графиках: с началом отопительного сезона графики растут, а с завершением падают.

В Красноярке углем отапливаются не только частный сектор, но и все три красноярские ТЭЦ, их владелец — олигарх Андрей Мельниченко. Ему же принадлежат разрезы, где добывают уголь.
Власти Красноярского края считают, что «черное небо» провоцируют другие факторы, например, автотранспорт. В миллионном Красноярске полмиллиона автомобилей.

Но самое главное различие между позицией общественников и властей — расхождение в оценке опасности ситуации для здоровья. Местное министерство экологии официально использует одну шкалу измерения допустимых концентраций, а активисты, отслеживающие загрязнения, используют другую шкалу. То есть, показания и те, и другие получают одинаковые, но минимально допустимые показатели у местного министерства экологии и активистов разные. И различаются они примерно раз в десять.

Такие расхождения возникают потому, что активисты используют европейские нормативы, а Минэкологии — шкалу времен СССР, созданную специально, чтобы промышленные группы могли в короткий период времени не снижать выбросы. При этом глава региона Александр Усс говорит, что шкала, которую используют власти, признана на федеральном уровне лучшей в стране.

Но и уголь углю рознь. На время проведения XXIX Всемирной зимней универсиады в 2019 году жителям Красноярска, проживающим в частном секторе, бесплатно выдавали бездымный уголь. Но уголь этот дорогой, теплоотдача с него мала, власти обещали субсидии, но на этом все закончилось.

Красноярцы считают, что региону необходима газификация, только на уровне правительства об этом молчат. Магистрального газопровода в Красноярском крае до сих пор нет, несмотря на то, что газ здесь добывается. В соседней Иркутской области газовую трубу кинули напрямую в Китай, поэтому Китай с газом, а красноярцы продолжают топить печки. 

Подробнее: Эколог Жора

Добавить комментарий